Структура логопедического занятия при различных речевых патологиях. Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми со стертой дизартрией Структура логопедического занятия по дифференциации звуков


Коррекционная работа строится комплексно, т.е. включает в себя медицинское и логопедическое воздействие. Медицинское воздействие: Медикаментозное лечение (назначает врач, а не логопед). Физиотерапевтическое лечение. Массаж (служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата). Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мышцы. Массаж проводится теплой рукой; начинается он обычно с поглаживания, этим же приемом его хорошо и закончить. Другими приемами будут легкое похлопывание и пощипывание пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце. Применяют также поглаживающие движения кожного покрова лица (щекочущие движения). Продолжительность массажа не более 2 мин. Логопедическое воздействие: Работа строится с учетом структуры речевого дефекта и на основе клинической картины, включает в себя следующие разделы: Развитие общей моторики; Развитие мелкой моторики; Развитие мимической мускулатуры; Развитие артикуляционной моторики; Коррекция звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация); Коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа; Развитие лексико-грамматической стороны речи; Коррекция личности ребенка в целом. Развитие общей моторики: используются комплексы гимнастических упражнений для снятия излишнего напряжения мышц. Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с кукольными и теневыми театрами, шнуровки, мозаики, различные конструкторы, лепка, работа с шаблонами, штриховки и т.п. Развитие мимической мускулатуры: используются специальные упражнения. Надувание-втягивание щек, Полоскание рта воздухом, Нахмуривание бровей, Подмигивание и т.д. Если ребенку не удается выполнить упражнения, то оно дается в пассивном варианте.Если напряжение мышц лица повышено, то напряжение может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж.Развитие дыхания: нижнее диафрагмальное дыхание, выработка ротовой воздушной струи, дифференциация ротового и носового дыхания, выработка целенаправленной воздушной струи. Работа над голосом – при дизартрии голос слабый, затухающий из-за недостатка иннервации языкоглоточного и блуждающего нерва. Развитие и коррекция артикуляционной моторики: работа по преодолению саливации (жевание сухарей, глотание, глотание воды маленькими порциями, жевание и глотание с запрокинутой головой, проглатывание слюны разовым толчком с последующим проговариваем звука) – эти упражнения необходимо проводить каждое занятие, пока ребенок не научится самостоятельно следить за слюной. Выучить правило: прежде чем начнешь говорить – проглоти слюну; артикуляционная гимнастика, направленная на развитие мышц артикуляционного аппарата в целом. Может быть пассивная, пассивно-активная, активная. Пассивная гимнастика – это оказание помощи ребенку в том случае, когда самостоятельное выполнение невозможно: с помощью логопедических зондов, шпателя, рукой логопеда, использование рефлекторных актов («вкусное варенье» - обмазать вареньем, медом верхнюю губу, для широкого языка – облизать блюдце). Пассивно-активная гимнастика – логопед помогает ребенку начать делать упражнение, затем он продолжает делать его самостоятельно. Активная гимнастика – используется для выполнения тех упражнений, которые ребенок может делать самостоятельно. Специальная артикуляционная гимнастика проводится также как и при дислалии: каждое движение выполняется многократно с длительным удержанием позы. Ребенок выполняет движения перед зеркалом. Особое внимание отводится на работу с родителями: они должны быть в курсе всей коррекционной работы и не ждать быстрого эффекта, необходимо требовать от родителей тщательного выполнения домашнего задания. Структура логопедического занятия при дизартрии: Оргмомент, Нормализация мышечного тонуса, Расслабляющий массаж лица при повышенном тонусе, Упражнения на развитие дыхания, Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, Развитие мимики, Развитие голоса, интонационной стороны речи, Борьба с саливацией. Далее структура урока зависит от структуры речевого дефекта (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Речевого материала на занятии не должно быть много, он должен быть многократно проработан. В том случае, если дизартрия у ребенка сочетается с задержкой психического развития, с уо, необходимо сознательно планировать коррекционные мероприятия по развитию ВПФ.


Тема: «Звук...»

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о

механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности-расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых отражается без нарушений.

Ход занятия.

Организационный момент с психотерапией.

Общее расслабление.

Развитие мелкой моторики.

Массаж лица.

Развитие мимических мышц.

Развитие артикуляционной моторики.

Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Домашнее задание.

Итог занятия.

Оценка работы детей на занятии.

Структура логопедического занятия

По коррекции ОНР III уровня.

Тема: (по плану)

Цели: (то же).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

Развитие общей моторики;

Развитие мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы:

Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме;

Задания на обобщение и классификацию по теме.

8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка работы детей на занятиях.

Примечание: цели, структура и объем занятий могут варьироваться в зависимости от структуры дефекта и возможностей ребенка

Уровень готовности детей к обучению грамоте.

Дата группа

№ п/п Фамилия, имя. Звукопро-изношение Звуковой анализ Фонемати-ческий слух Знание букв, чтение Графическое письмо Уровень
Гласный в начале слова Гласный в конце слова Согласный в начале слова Согласный в конце слова

Итого: высокий уровень

ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА.

2. Артикуляционная гимнастика:

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИ ЗАИКАНИИ.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

v Для снятия мышечного напряжения;

v Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;

v Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

v Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный;

v Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

v Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

4. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

5. Работа по закреплению навыков правильной речи:

v Сопряжённая фонема;

v Отражённая фонема;

v Вопросно-ответно форма.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИ ДИЗАРТРИИ.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.


4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИ ДИСГРАФИИ.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

а) упражнения по тренировке губ;

б) упражнение по тренировке нижней челюсти;

в) упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

СТРУКТУРА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРИ РАЗЛИЧНЫХ

РЕЧЕВЫХ ПАТОЛОГИЯХ

Структура логопедического занятия при дизартрии.

Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков.

Тема: «Дифференциация звуков [...] – [...]»

Цель: научить различать близкие по артикуляционным признакам звуки …-… (научить различать близкие по акустическим признакам звуки …-…)

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.

Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинœестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте). Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделœением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделœением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделœение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Тема: «Звук [...]»

Цель: …(в зависимости от этапа работы над звукопроизношением)

Задачи:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата͵ выработка контроля над положением рта͵ развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата͵ предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений.

Ход занятия:

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общее расслабление.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

Тема: «Звук [...]».

Цели:

образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме;

коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных дви­жений и артикуляционного праксиса; тренировка мышц языка; развитие и коррекция голо­са; коррекция звукопроизношения; развитие и уточнение пассивного словаря;

воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картин­ки, слоговые дорожки и таблицы (может быть, игрушки); артикуляционный профиль, раз­личные схемы, в которых звук отражается без нарушений.

Структура занятия:

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общее расслабление.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ

Тема: «...»(по плану).

Цели: те же.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

Общей моторики;

Мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы:

Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «...»;

Задания на обобщение и классификацию по теме: «...».

8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его за­пись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка работы детей на занятиях.

Примечание. Цели, структуру и объем занятий можно варьировать в зависимости от структуры дефекта и возможностей детей.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия.) Анализ собственной работы - одна из самых продуктивных мер повышения квалифика­ции специалиста. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к ко­торым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согла­ситься, т.к. содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в зна­чительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознанания на основе полученных рекомендаций.

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение. Именно педагогический анализ формирует умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога, однако, чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но и обладать обостренным чувством самокритичности. Последнее необходимо не только воспитать в себе, но и постоянна поддерживать и развивать.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия, Поэтому хотелось бы предложить оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.