Занятия с логопедом постановка гласных звуков. Комплекс индивидуальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Нормальная артикуляция гласных звуков
Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Недостатки произношения гласных звуков.Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
Встречается неточное произношение губного гласного о . При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а .Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о , произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо , удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

Коррекция гласных звуков.При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например.

В логопедии звуки разделены по времени своего появления на звуки раннего и позднего онтогенеза. В норме гласные относятся к первой группе, и их нарушения наблюдаются довольно редко. Однако встречаются такие состояния, при которых артикуляция гласных фонем становится затруднительной.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
  1. Губы вытягиваются вперед трубочкой.
  2. Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
  3. Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.
  1. Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
  2. Зубы прикрыты губами.
  3. Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.
  1. Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
  2. Передние зубы немного видны.
  3. Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.
  1. Рот растянут так, что напоминает улыбку.
  2. Зубы слегка обнажены.
  3. Язык смещается вперед и вверх.
  1. Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
  2. Зубы обнажены.
  3. До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.
  1. Губы свободно раскрыты.
  2. Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
  3. Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.

Недостатки произношения гласных звуков

Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.

  • Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом.
  • Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании лабиализованных звуков становится меньше. Подъем языка при таком широком растворе снижается.
  • Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен описанному выше. Считается грубым дефектом.
  • Передняя артикуляция. Характерна для О, У. Происходит из-за того, что язык мало отведен назад вглубь рта. При этом кончик его находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
  • Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
  • Ы-образное произношение, когда гласный звучит близко к Ы. Характерно для А, О, Э, И.

Существуют ошибки в произношении, характерные для конкретных звуков.

  • И звучит похожим на ЛЬ. В речи это будет выглядеть так: вместо писать – пльсать, вместо кидает – кльдает.
  • При выговаривании фонемы Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.

Чаще всего это происходит, когда ребенку слишком старательно показывают образец артикуляции.

  • Ы. Более сильное выдвижение нижней челюсти, чем это необходимо. Как следствие, положение челюстей становится похожим на прогенический прикус.

Как правило, появляется, когда преподаватель неверно показывает отличия Ы и И.

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.

Первая из них предусматривает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Артикуляционная гимнастика

Залог правильной артикуляции звуков, в том числе и гласных, состоит в достаточно развитой подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, а также в развитом речевом дыхании. Работу органов речи можно улучшить благодаря артикуляционной гимнастике. Существуют различные упражнения для для губ, щек, нижней челюсти и языка. Задания хорошо давать в игровой форме, чтобы они вызывали у малыша интерес и желание их повторять.

Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.

“Хомячок”. Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки. При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.

Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри надует щеки. Повторить 3 раза.

“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается). Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза. Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.

Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.

Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».

Индивидуальные занятия в трудных случаях

Логичнее отдавать предпочтение индивидуальным занятиям в трудных случаях, когда нарушено произношение гласных звуков (например, у слабослышащих и глухих детей или при ринолалии, дизартрии). Для этого в арсенале педагога имеются различные способы .

Например, для устранения Ы-образной артикуляции, кроме подражательных упражнений, хороший эффект дает механический способ, когда логопед нажимает шпателем на спинку языка. Этот же способ подходит и при сужении артикуляции гласных О, У.

Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это можно устранить следующим образом: шпателем прижать переднюю часть языка и отодвинуть назад.

Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем нужно слегка нажать на корень языка.

Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку дают куклу и предлагают показать, как ее укачивать: а-а-а.

Звук О хорошо ставится механически, отталкиваясь от А. Логопед просит ребенка произнести звук А, а сам тем временем сближает губы ребенка, придавая им округлую форму. Также можно использовать различные колечки или баранки.

Похожие действия совершает логопед при постановке У. Только теперь здесь нужно отталкиваться от поставленного О и еще сильнее сближать губы ребенка.

Звук Э. Ставится по подражанию, отталкиваясь от гласного А в сравнении.

При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования И. Используется шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Логопед должен немного надавить шпателем на переднюю долю языка и чуть-чуть отодвинуть его вглубь рта. Нужно предложить ребенку сопоставить звучание звуков И-Ы в слогах. Например, Пи – Пы. Также необходимо контролировать положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.

Заключение

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Однако занятий только с логопедом для выработки прочных навыков звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома.

Одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как гласные - А,О,У,Ы,Э.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

ВАЖНОСТЬ РАБОТЫ С ГЛАСНЫМИ.

Подготовила:

учитель – логопед

Н. А. Князева

МБДОУ «Детский сад №17»

2018 г.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как гласные - А,О,У,Ы,Э и простых согласных Д, Т, Н, Ф, В и др.(т.е.звуков раннего онтогенеза).

Усвоение звуковой стороны речи (по А.Н.Гвоздеву)

а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез-значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и];

б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы].

Методика постановки гласных звуков

К группе гласных относятся шесть звуков: У – О – А – Э – И – Ы. Гласные звуки – это своего рода озвученный выдох, получивший в надставной трубке, или резонаторной полости, ту или иную окраску (тембр), в зависимости от формы ротоглоточной полости и направления воздушной струи.

Также в русском языке есть так называемые йотированные гласные: Е – Ё – Ю – Я, каждая из которых представляет собой сочетание гласной и звука j. Полнозвучное произношение гласных обеспечивает выразительность речи, придавая ей красоту и мелодичность. Каждый гласный звук требует определенной внешней и внутриглоточной артикуляции.

Звук «У» образуется при поднятом языке, который отодвигается назад. Ротовая полость сужается, а глоточная полость увеличивается.

Звук «О» – рот приоткрыт, глоточная полость увеличена.

Звук «А» – корень языка отодвигается назад, рот широко открыт, губы принимают овальную форму, глоточная полость маленькая.

Звук «Э» – широкая ротовая полость, глоточная сужается, язык внизу упирается в нижние резцы зубов.

Звук «И» произносится при смещении языка вперед и вверх, при этом образуется небольшая полость между стенкой языка и передней частью неба.

Звук «Ы» – при его произношении язык выдвигается вперед и вверх, при этом рот приоткрывается, а глоточная полость расширяется, звук получается прикрытым.

При произношении каждой гласной полость ротоглотки делится на два взаимосвязанных резонатора: задний – полость глотки и передний – полость рта.

Передняя часть резонатора называется « резонатором высоких тонов » (И, Э), задняя – « резонатором низких тонов »(О, У, Ы). Звук «А» содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов.

Недостатки произношения гласных звуков.

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки.

Звук И иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук Ы уподобляется звуку и. Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.

Для слуховой дифференцировки ы - и: был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.

Встречается неточное произношение губного гласного О . При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а . Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о , произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо , удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

Неточное произношение звука У. Для исправления указанного недостатка в произношении гласного У , попросите ребёнка вытянуть вперёд губы произносить звук У, затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: утка, Умка, бумага, Буратино и т.д.

Коррекция гласных звуков. При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам.

Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например:

Предварительный просмотр:

Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:

Игра «Шофер»

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.

Логопедическое упражнение произнесения звука «А»

1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Вот моя семья

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) Кошкин дом

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му - му (корова),
ду – ду (дудочка),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У!
Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У!

5) Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».


Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки — это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно.

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях . Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

При наличии функционального глоточного обтуратора возможна полная нормализация фонетической стороны речи еще до операции.

Остается заметить, что к началу постановки согласных звуков должны быть закончены занятия лечебной физкультурой по постановке диафрагмально-реберного дыхания. Иначе дети путают усиленный выдох с подачей направленной воздушной струи, что очень мешает им заниматься.

Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.

К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.

Через полгода после пластики процесс рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого нёба. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно - 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители.