Падение ассирийской державы произошло в период. Ослабление и упадок Ассирийской державы

Около 660 г. Ассирийское государство было прочным и могучим. Даже то, что некоторые районы, которыми ранее владели Тиглатпаласар и Саргон, ею были утеряны, не могло убедить в обратном, ведь она сделала крупное приобретение - Египет.

Однако, именно с этого момента разворачиваются события, которые затем подтолкнули Ассирийскую державу к гибели.

Ассирийскую державу населяло множество людей, которые так или иначе были заинтересованы в уничтожении этого государства. Своими основными врагами народы Передней Азии считали ассирийскую знать (включавшую должностных лиц администрации и высшее жречество), военщину и городских купцов - маленькую группу людей, которые нажили несметные по масштабам того времени состояния и эксплуатировали все остальное население Ближнего Востока в своих собственных интересах.

Таким образом, в гибели Ассирии был заинтересован весь Восток, называя Ассирию «логовищем львов», желая падения Ниневии - «города крови».

Представители окраинных, еще не покоренных племен, переселенные на новые земли пленные, эксплуатируемые общинники, и представители рабовладельческих кругов, находящиеся за пределами собственно Ассирии, - все поддерживали эту идею.

Внутри привилегированной верхушки рабовладельцев в это же время, как уже упоминалось выше, между военной и служилой знатью с одной стороны, и рабовладельческой знатью храмов и городов, в частности вавилонских, с другой стороны, не прекращалась внутренняя борьба.

Земледельцы, ремесленники и рабы проявляли свое недовольство бегством от хозяев, убийствами отдельных рабовладельцев. Таким образом, широкие народные массы еще не представляли реальную самостоятельную политическую силу, готовую вести классовую борьбу за свои интересы. Но все же эти массы являлись той скрытой силой и уже достаточно огромной по своей величине, которая в случае военного поражения или ослабления государственной власти могла быстро прийти в движение.

При таких условиях речь будет идти не столько о том, почему погибла Ассирийская держава, сколько о том, что же способствовало тому, что ее существование затянулось на такой сравнительный долгий срок.

Что же касается причины этого, то она в том, что у противников Ассирийской державы не было крепкого единства, а также отсутствовали необходимые военные силы.

Постоянные военные успехи Ассирии способствовали тому, что господствующий класс стал недооценивать внешнюю опасность, в то время как разногласия между его отдельными группировками стали отчетливо проявляться.

В ассирийской армии дела обстояли не лучшим образом. До нас не дошло сведений, которые бы ясно указывали на то, что Ассирия прибегала к наемным войскам (единственное исключение - упоминание начальника полка киммерийцев при Асархаддоне), но эта армия насчитывала большое количество чужеродных элементов, навербованных из среды разных покоренных народов. Их привлекала возможность наживаться во время военных походов, особенно, когда успех сопутствовал ассирийской армии, и они становились послушным орудием ассирийских рабовладельцев.

Так или иначе, отношение населения к армии было враждебным, что постепенно подрывало ее боеспособность.

Но с другой стороны, у противников Ассирии за время длительной борьбы был накоплен немалый боевой опыт. Совершенство военной организации и вооружения, высокая техника осадного дела не могли долгое время быть монополией одних ассирийцев. Ассирийскую тактику и военную технику усвоили вавилоняне, урарты, мидяне, эламиты.

Немаловажное значение имело и то, что в Передней Азии появились конно-стрелковые отряды киммерийцев и скифов, владеющих особой тактикой. По-видимому, местные жители с окраин ассирийских владений примыкали к киммерийцам и скифам.

Таким образом, в создающихся условиях для уничтожения Ассирии требовалось только создать достаточно мощный военный союз ее противников. В свое время Мардукапалиддин пытался создать такое объединение. Начиная с 50-х годов VII b. до н. э. против Ассирийской державы начинают снова складываться различные коалиции. Теперь все дело было только в том, какая из этих коалиций будет обладать достаточной силой, чтобы свергнуть ассирийское иго.

Усложнение международной обстановки

Сын Нехао, Псамметих, который в то время являлся правителем одной из областей Египта, между 657 и 655 гг. до н. э. заключает союз с лидийским царем Гуггу. Лидийскому царю удалось на тот момент временно отразить натиск киммерийцев, и потому он ошибочно полагал, что помощь Ассирийской державы ему больше не нужна.

Псамметих, опираясь, на созданный союз с Гуггу, занимает престол фараонов, очевидно, разбив при этом ассирийские гарнизоны. Ассирия потеряла Египет.

Новый поход для подчинения Египта ассирийский царь был не в состоянии организовать, потому что его внимание и силы были направлены на борьбу с врагами, которые угрожали основному ядру государства.

Война Ассирийской державы с Эламом была развязана в 655 г. до н. э. Ассирийским войскам удалось разбить эламитов и их арамейских халдейских союзников. После этого, форсировав реку Карун, ассирийцы захватили столицу Элама - Сузы, разрушив город. Эламского царя Теуммана взяли в плен и обезглавили на виду у сдавшегося эламского войска.

Несмотря на такой удачный поворот событий, все же обстановка становилась крайне напряженной. Был момент, когда ассирийцы ожидали вторжения киммерийцев, которые около 654 г. захватили Сарды, столицу Лидии, а также урартов. Но этому случиться было не суждено, так как киммерийцам пришлось надолго остаться в Малой Азии, где продолжала сопротивляться Лидия.

Что касается государства Урарту, то и оно отказалось от столкновения с Ассирийской державой.

В 653–652 гг. до н. э. восстал вавилонский царь, брат Ашшурбанапала Шамашшумукин, подчиненный Ассирии. Шамашшумукин был связан родством с вавилонской знатью, кроме того, имел сторонников в Ассирии, на которых в случае чего мог надеяться. Желая добиться полной самостоятельности, Шамашшумукин создал в Вавилонии мощное войско, а также привлек на свою сторону вавилонскую и халдейскую знать, добившись их расположения.

Помимо этих мер, Шамашшумукин тайно заключил союз с арабами, с арамейскими племенами, очевидно, с Мидией, возможно, с Египтом и, бесспорно, с непременным участником всех существующих антиассирийских коалиций - Эламом.

Все, что удалось предпринять Шамашшумукину, не спасло его положения, так как удача оказалась на его стороне.

Сам Ашшурбанапал отправился во главе ассирийского войска в Вавилонию. Возможно, ранее этого ему делать не доводилось, так как военным походам он предпочитал занятия в своей библиотеке и самоличное участие в пытках и казнях пленных.

Ассирийцам удалось воспрепятствовать соединению эламитов с вавилонянами. Шамашшумукин был разбит, отступил к Вавилону, где и был осажден.

Арабские вспомогательные отряды поспешили оказать помощь Шамашшумукину, но были разбиты в пересеченной каналами местности, которая для них оказалась непривычной. После чего они были вынуждены искать укрытие за стенами Вавилона, где к тому времени уже свирепствовал голод.

Западные группы арабов тем временем были атакованы верным Ашшурбанапалу царем Моава (государства к востоку от Иордана).

Элам потряс очередной дворцовый переворот, который повлек за собой длительную смуту. Положение осажденных вавилонян было безнадежным. До нас дошли некоторые ассирийские данные, по которым мы можем судить об этом. Измученные люди дошли до людоедства. Трупы погибших вавилонян стали добычей собак, свиней и хищных птиц.

Шамашшумукин сжег себя в своем дворце, предпочитая такую смерть плену. Ассирийские войска, ворвавшиеся в город, учинили кровавую расправу над оставшимися в живых сторонниками Шамашшумукина.

Однако после этого война так и не была закончена, так как оставался Элам, где вновь взяла верх антиассирийская группировка знати. Ассирийским войскам пришлось вновь взять Сузы. В 646 г. до н. э. ассирийцы снова возвели на престол своего ставленника.

Годы смут, которые последовали за этим событием, прошли в борьбе за эламский престол нескольких претендентов, а также в организации войны против Ассирийской державы.

Среди эламитов не было надежного единства, потому все могло привести к полному поражению.

Около 639 г. до н. э. Сузы были взяты ассирийцами в третий раз. Варварски был разгромлен город, прах эламских царей выброшен из гробниц, статуи эламских богов вывезены, а многочисленные ценности, награбленные эламитами в течение многих веков в Вавилонии, снова вернулись в Вавилон.

Таким образом, закончилось самостоятельное существование Элама.

Очевидно, около 633 г. до н. э. умер Ашшурбанапал. Как раз с этого времени и ведет отсчет новый период, которому были характерны внутренние смуты в Ассирийской державе, которые приблизили ее окончательное крушение. Мы не можем конкретно утверждать, что именно вызывало эти смуты, так как не располагаем достаточными сведениями.

Гибель Ассирийской державы

Крайне мало нам известно о правлении преемника Ашшурбанапала, Ашшурэтелилани. Престол Вавилонии в 626 г. до н. э. захватил Набопаласар (Набуапалусур), являвшийся халдейским вождем. До того момента это место занимал ассирийский ставленник Кандалану.

Набопаласар начал свою карьеру в качестве наместника на ассирийской службе.

Ашшурэтелилани предпринял очень неуверенную попытку привлечь на свою сторону халдеев. К этому времени процесс слияния халдейской и вавилонской знати зашел слишком далеко, потому, несмотря на то, что раньше это сделать удавалось, теперь все попытки противопоставить халдейскую и вавилонскую знать друг другу оказались безуспешными.

Вавилония осталась в руках Набопаласара.

По-видимому, в результате дворцового переворота, происшедшего вскоре в Ассирийской державе, Ашшурэтелилани был свергнут с престола.

О событиях до 616 г. до н. э. мы можем лишь догадываться, так как они нам неизвестны, а начиная с этого года другой сын Ашшурбанапала - Сарак (Синшарришкун) находился на ассирийском престоле.

Ассирийская держава, очевидно, к этому моменту уже было бессильна держать под административным контролем большинство отдаленных от нее областей и не только их, но и сирийские области, также в этой связи она вынуждена была заключить союз с Египтом и даже с царством Мана у озера Урмия, которое раньше ассирийцы не считали равноправной державой.

Есть предположение, что на многих ассирийских территориях в то время скифы чувствовали себя довольно уверенно. Однако центральные области державы удерживались войсками Сарака.

Бесконечные и упорные войны истощили силы Ассирийской державы. Преемникам Ашшурбанапала приходилось думать о спасении страны.

Положение Ассирии и ее союзников резко ухудшилось после того, как против нее образовалась мощная коалиция в составе Вавилонии (во главе с Набопаласаром) и Мидии (во главе с Киаксаром). Надо заметить, что Мидии удалось стать главным и наиболее опасным врагом, которая в VII в. до н. э. объединила раздробленные племена Ирана и, использовав гибель Элама, стала самой мощной державой к востоку от Месопотамии.

Правда, и Мидия понесла некоторый ущерб от нашествия скифов, но, как сообщает Геродот, мидянам удалось смирить воинственных кочевников и даже привлечь их отряды, славившиеся своей конно-стрелковой военной тактикой, на свою сторону.

Следует сказать, что нам так и не удалось выяснить, был ли данный союз заключен с самого начала или же он сформировался уже в ходе войны. Около 615 г. до н. э. с двух сторон началось решительное наступление на Ассирию.

Военные действия между ассирийцами и вавилонянами в течение 616–615 гг. до н. э. шли с переменным успехом. В ноябре 615 г. до н. э. мидяне прорвались через перевалы гор Загра и проникли в Аррапху, по соседству с коренной областью Ассирии. Это им удалось благодаря тому, что в это время основные силы ассирийцев сражались против Вавилонии.

Царство Мана, очевидно, к этому времени уже находилось под властью Мидии, и мидяне без особых усилий в июле 614 г. проникли уже собственно в Ассирию. Ассирийцы не выдержали такого натиска и в панике стали отступать. Мидяне, их постоянно преследуя, достигли Ашшура. Город был взят штурмом и затем подвергнут разграблению.

На помощь мидянам со своим войском направился Набопаласар, но опоздал к штурму, очевидно, преднамеренно, не желая, чтобы имя его упоминалось в осквернении ашшурских святынь.

Между Набопаласаром и Киаксаром на развалинах Ашшура был заключен (или возобновлен) союз. Киаксар, чтобы упрочить эти отношения, возможно в это же время выдал свою дочь (или внучку) за Навуходоносора, который был наследником престарелого царя Набопаласара.

Даже после падения Ашшура Сарака не покидала надежда. Ему удалось поднять против Вавилонии племена приевфратских арамеев, что на какое-то время позволило отвлечь внимание Набопаласара от Ассирийской державы, и в 613 г. до н. э. нанести ему поражение.

Но и после такой удачи становилось очевидно, что Ассирийской державе не удастся долго продержаться, так как гибель ее была неизбежна.

Весной 612 г. царь Мидии Киаксар, которого с этого момента вавилонская хроника называет не «царем Мидии», а «царем Умманманды», что значит царем вообще северных «варваров», и Набопаласар встретились у Тигра, после чего, объединив войска, они направились на Ниневию, которая со времен Синаххериба была столицей Ассирийской державы.

Долго длилась осада города: с мая по конец июля. Объединенное войско столкнулось с ожесточенным сопротивлением ассирийцев. Несмотря на это, Ниневия была взята и дворец ассирийских царей был сожжен.

Попав в руки победителей, ассирийская знать претерпела все ужасы, предшествующие смерти. Сам же Сарак, очевидно, поступил так же, как и его дядя Шамашшумукин, бросившись в огонь своего пылавшего дворца.

Библиотека царя Ашшурбанапала, однако, уцелела, погребенная под грудой развалин. Огонь не повредил «глиняные книги», хотя многие из них разбились на куски при падении с полок. Они пролежали в земле две с половиной тысячи лет, пока в середине XIX в. н. э. их не нашли английские археологи.

Остатки ассирийской армии во главе с Ашшурубаллитом (очевидно, братом Ашшурбанапала) отступили на запад, к Харрану, где Ашшурубаллит объявил себя царем Ассирии, а затем к Каркемишу на Евфрате, где ему удалось продержаться еще несколько лет.

У них оказался неожиданный союзник - египетский фараон Нехао. Страх перед новыми великими державами объединил бывших соперников: гибнущую Ассирию и пытающийся возобновить завоевательную политику Древний Египет.

В 605 г. до н. э. в битве при Каркемише вавилонский царевич Навуходоносор, сын Набопаласара (будущий знаменитый царь), при поддержке мидян разгромил объединенное египетско-ассирийское войско. После этого удара сопротивление ассирийцев прекратилось. Лишенные своих политических и культурных центров, они уже не могли вернуть самостоятельности и ассимилировались с другими племенами, главным образом арамеями, восприняв их язык (близкий к ассиро-вавилонскому).

Так окончилось существование Ассирийской державы. С этого момента Ассирия никогда больше не играла прежней политической роли.

Что касается ассирийского народа, то его судьба изменилась, но несущественным образом, так как в ходе разрушения Ассирийской державы он не был истреблен. На тех же местах продолжали жить потомки ассирийцев, не имея, однако, родного языка.

4. Идеология и культура ассирии. Литература и наука

Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был незначительным. Известно, что в области литературы, ей не принадлежит ничего своего, кроме военных царских анналов. Но и эти анналы представляли собой замечательные, яркие своей выразительностью ритмического языка произведения с удивительной системой образов.

Характерной чертой этих ассирийских произведений было то, что они всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на довольно сильно отличавшемся от него к этому времени аккадском литературном языке (вавилонском).

Литературные памятники заботливо собирались в библиотеке ниневийского дворца по приказу царя Ашшурбанапала, а также в библиотеках храмов. Исключительно все эти памятники представляли памятники вавилонской литературы или же подражания им, вроде составленных самим Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам.

Произведения вавилонской и более древней шумерской литературы переписывались и изучались в ассирийских дворцовых и храмовых библиотеках и школах. Конечно, при этом нередко вносились самостоятельные черты.

Особенно своеобразны ассирийские летописи. Некоторые из них напоминают исторические романы. Широко применяются в них такие приемы, как литературный пейзаж и литературный портрет. Весьма художественно описываются горные вершины, пронзающие небо, как острия кинжалов, крутые уступы и горные потоки.

От образованного писца в Ассирии требовались знания нескольких языков: помимо своего родного диалекта и вавилонского диалекта в двух формах (живой, применявшийся в деловой переписке с Вавилонией, и старолитературный), еще и шумерский язык, потому что некоторые знания этого языка позволяли полностью овладеть клинописной грамотой.

В официальных концеляриях кроме ассирийского диалекта аккадского языка пользовались и другим языком - арамейским, который являлся наиболее распространенным среди многоязычного населения разных частей державы.

В быту населения арамейский язык постепенно вытеснял аккадский.

В канцелярском штате находились специальные арамейские писцы, которые писали на коже, папирусе или глиняных черепках.

К сожалению, ввиду крайне плохой сохраняемости материала, применявшегося для письма, мы почти ничего не имеем из арамейской литературы, которая также создавалась в Ассирии.

К ассирийскому времени относится известная арамейская повесть о премудром Ахи каре, действие которой происходит при дворе ассирийских царей Синаххериба и Асархаддона. Древнейший вариант этой повести дошел до нас в копии V в. до н. э. Известно, что эта повесть за многие века своего существования претерпела некоторые изменения, дожила до позднего средневековья, переводилась и в Европе на многие языки, в том числе и, на русский.

Рассказывая о деятельности царей, летописцы не останавливались перед явными преувеличениями, изображая необычную храбрость своих повелителей и противопоставляя их великодушие коварству и трусости врагов.

Наука в Ассирийском государстве находилась на этапе первичного накопления фактов. Те сочинения научного содержания, которые дошли до нас, носят сугубо утилитарный характер - это всевозможные перечни, справочники, рецепты. Однако в некоторых из этих справочников, содержатся известные предварительные обобщения.

Все же большая часть научных сочинений, дошедших до нас из Ассирии, вавилонского происхождения.

Также представлены словари и сборники языковых и юридических упражнений, медицинские и химические рецептурные справочники, сводки ботанических и минералогических терминов, астрологическо-астрономические записи и т. п.

Известно, что научные знания в таких сочинениях были переплетены с колдовством, так как многое еще было неизвестно, либо не поддавалось пока научному объяснению. Так, к примеру, профессия врача считалась жреческой профессией.

Как отмечалось ранее, на довольно высоком уровне развития находились военная техника, а также другие отрасли техники, которые находились в тесной связи с военным делом, - строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т. п.

Искусство и архитектура

Ассирийские зодчие достигли небывалых успехов в области архитектуры. На высоких кирпичных платформах возводились наиболее важные строения. Для строительства всевозможных сооружений использовался сырцовый кирпич (обожженный кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, а во многих случаях только для облицовки).

Так как сырцовый кирпич - материал, который не допускал сложных архитектурных форм, то ассирийские зодчие могли пользоваться несколько ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам - так называемые «хеттские бит-хилани».

Здания имели глухие стены, комнаты, аналогично, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор.

Уже известен был арочный свод, но в основном, как правило, перекрытия были балочные, накатом. Через небольшие отверстия, сделанные прямо в потолке, либо в стенах под потолком, проходил в комнату свет.

В Ассирии при храмах главных божеств возводились ступенчатые башни (зиккураты) характерной конструкции, которая имела ряд отличий, от Вавилонских.

Крупный ассирийский город, как правило, имел главное сооружение, каким являлся царский дворец, который располагался на значительной части его площади. Такой дворец являл собой крепостное сооружение, находящееся на высокой платформе.

Надежные стены были сложены преимущественно из сырцового кирпича. Они были с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами. Входы были арочные, украшенные каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими птицами - божеств-хранителей дворца.

Такими были наружные украшения у зданий, о других мы не располагаем необходимыми данными.

Что касается внутренних помещений, то они, главным образом, оформлялись художественно и с присущим ассирийским мастерам тонким вкусом. Особенно красиво оформлялись узкие и длинные парадные залы дворцов, где применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно знамениты ассирийские рельефы, которые высекались на больших по размеру каменных плитах. Этими плитами облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов.

Способ изготовления рельефных плит ассирийские мастера позаимствовали из Митанни или же от хеттов. Следует также отметить, что в изобразительном искусстве Ассирийского государства насчитывается большое количество разных элементов, которые восходили к хурритскому и хеттскому искусству.

Большей связанностью фигур, отсутствием динамичности отличаются рельефы более раннего периода (включительно по IX в. до н. э.). Также имеется и еще одна особенность, это то, что в них преувеличенно подчеркнута физическая сила.

Однако, уже начиная с VIII в. до н. э. Ассирийские художники приблизились к более правдивому изображению действительности, а также в это время появляется пейзаж. В этой связи особенно примечательны изображения животных и сцен охоты, которые относятся ко времени Ашшурбанапала.

Все перечисленное, однако, было весьма ограниченным достижением ассирийского искусства.

Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. В случае охотничьих сцен художнику удается их умело сочетать, добиваясь при этом жизненности изображения.

Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами. Относительно идейного содержания можно сказать буквально следующее: оно сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска, а также к посрамлению врагов Ассирии.

У ассирийских художников пока отсутствовал интерес к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Таким образом, достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были сравнительно невелики, но, несмотря на это, оно в значительной степени повлияло на официальное искусство более позднего государства того же типа - Персидской державы, чье развитие пошло по тем же путям, которые проложили ассирийские художники. При этом были только усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

Религия

Религия определяла идейное содержание как искусства и литературы, так и всей культуры Ассирийской державы в целом. Это же можно сказать и относительно других стран древнего Востока.

В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то же время, как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

Любой бог являлся богом-покровителем определенной общины, а если и не общины, то определенной территории. Также различались боги «свои» и «чужие», но, несмотря на такое название, «чужие» боги также признавались все же божествами.

Царем богов объявлялся бог-покровитель государства, он же был наиболее могущественным богом. О жизни богов судили по образу иерархии царского двора, а главной задачей религии было освещение в первую очередь существующей деспотической монархии.

Официальная обрядность, мифология и все ученые ассирийской религии были почти целиком позаимствованы из Вавилона, с одной лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, а значит, и над вавилонским Белом-Мардуком.

Однако, среди народных масс имели хождение и такие мифы и верования, которые оставались неизвестными вавилонянам, а по своему происхождению восходили к хурритской мифологии. Свидетельством тому являются изображения на цилиндрических каменных печатях, которые могли себе позволить носить свободные ассирийцы.

Те мифы и культы, которые были связаны с земледелием, дошли и до наших дней в виде пережитков в быту горцев, что живут на территории бывшей Ассирии.

Наивные религиозные представления, которые брали свое начало из далеких времен, а также верования, которые вновь возникали на почве социальной придавленности масс, сковывали малейшее движение ассирийцев: бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни, которые соблюдались с большой тщательностью, всевозможные обряды и т. д.

Царь также должен был строго выполнять сложные обязательные обрядовые церемонии, так как он считался магическим носителем благополучия страны. Такая повинность повсеместно использовалась жречеством для того, чтобы иметь политическое влияние на царя, а также чтобы не потерять своего участия в различных государственных делах.

В конце II тысячелетия арамейским вторжением Ассирия была оттеснена на свои прежние территории.

В начале I тысячелетия до н. э. Ассирия не имела возможности вести захватнические войны. В свою очередь это привело к тому, что между различными группировками господствующего класса усиливается рознь. Мы располагаем некоторыми сведениями о какой-то внутренней перестройке в Ассирийской державе, которая, может быть, была связана с борьбой между царем и военной знатью, с одной стороны, и городом Ашшуром, возглавлявшимся жречеством, с другой.

Военной знати Ассирии удалось к концу X в. до н. э. взять верх. Естественно, это обстоятельство сразу же отразилось на внешней политике, которая сразу же возобновила свой завоевательный характер. К тому же надо отметить, что в этом Ассирии сопутствовал успех.

Таким образом, около 660 г. Ассирия находилась на высоте своего могущества; если она и утеряла некоторые районы, которыми владели ранее 1иглатпаласар или Сргон, зато она приобрела Египет. Но, начиная с этого времени, нарастают события, которые затем привели Ассирию к быстрой гибели.

В пределах Ассирийской державы не было недостатка в людях, желавших её уничтожения. Народы Передней Азии считали своими главными врагами ассирийскую знать (включавшую должностных лиц администрации и высшее жречество), военщину и городских купцов-маленькую группу людей, наживших неслыханные по масштабам того времени богатства и эксплуатировавших в своих интересах всё остальное население Ближнего Востока. Весь Восток жил мечтой о гибели Ассирии- «логовища львов» и надеждой на падение Ниневии - «города крови». В этом сходились и представители окраинных, ещё не покорённых племён, и переселённые на новые земли пленные, и эксплуатируемые общинники, и представители рабовладельческих" кругов за пределами собственно Ассирии. В то же время внутри привилегированной верхушки рабовладельцев, как мы уже указывали, шла постоянная внутренняя борьба между военной и служилой знатью, с одной стороны, и рабовладельческой знатью храмов и городов, в частности вавилонских, с другой стороны.

Широкие народные массы - земледельцы, ремесленники и рабы ещё не выступали в качестве самостоятельной политической силы, их классовая борьба проявлялась пока в бегстве от хозяев, убийствах отдельных рабовладельцев. Но эти массы представляли собой огромную скрытую силу, которая могла прийти в движение в случае военного поражения или ослабления государственной власти.

При таких условиях речь может идти не столько о том, почему погибла Ассирийская держава, сколько о том, что позволяло ей сравнительно долго продолжать своё существование. Причиной этого было главным образом отсутствие необходимого единства и достаточных военных сил у её противников.

Однако постоянные военные успехи Ассирии вели к тому, что внешняя опасность стала недооцениваться господствующим классом, в то время как раздоры между его отдельными группировками усилились. Что касается ассирийской армии, то, хотя нет данных о том, чтобы Ассирия стала прибегать к наёмным войскам (единственное исключение - упоминание начальника полка киммерийцев при Асархаддоне), однако так или иначе эта армия была переполнена чужеродными элементами, навербованными из среды всевозможных покорённых народов. Возможность наживаться во время походов (особенно в период военных успехов Ассирии) превращала значительную часть этих воинов в послушное орудие ассирийских рабовладельцев, но в конце концов враждебные настроения населения в целом не могли не сказываться и на армии, не могли не подрывать её боеспособности.

С другой стороны, длительная борьба с ассирийцами содействовала накоплению боевого опыта у их противников. Совершенство военной организации и вооружения, высокая техника осадного дела не могли долго быть монополией одних только ассирийцев. Вавилоняне, урарты, мидяне, эламиты усвоили ассирийскую тактику и военную технику. Важное значение имело появление в Передней Азии конно-стрелковых отрядов киммерийцев и скифов с их особой тактикой. Быть может, к киммерийцам и скифам примыкали и местные жители с окраин ассирийских владений. Теперь для падения Ассирии был, таким образом, необходим лишь достаточно мощный военный союз её противников. Такой союз пытался в своё время сколотить ещё Мардукапалиддин; начиная с 50-х годов VII в. до н. э. против Ассирии снова складываются различные коалиции, и вопрос был только в том, какая из них окажется достаточно сильной, чтобы свергнуть ассирийское иго.

Усложнение международной обстановки

Между 657 и 655 гг. дон. э. Псамметих, сынНехао, бывший в то время правителем одной из областей Египта, вступает в союз с Гуггу, лидииским царем, который, временно отразив натиск киммерийцев, считал, что он больше не нуждается в поддержке Ассирии. Опираясь на этот союз, Псамметих занимает престол фараонов, вероятно, уничтожив при этом ассирийские гарнизоны. Египет был потерян Ассирией. Ассирийский царь оказался не в состоянии организовать новый поход для подчинения Египта, так как всё его внимание и силы были отвлечены на борьбу с врагами, которые угрожали основному ядру государства. В 655 г. начинается война Ассирии с Эламом. Ассирийские войска разбили эламитов и их арамейских и халдейских союзников, затем, форсировав реку Карун, взяли столицу Элама - Сузы. Эламский царь Теумман был взят в плен и обезглавлен на виду у сдавшегося эламского войска.

Несмотря на этот успех, обстановка всё осложнялась. Одно время ассирийцы ожидали вторжения киммерийцев (взявших около 654 г. Сарды, столицу Лидии), а также урартов. Но силы киммерийцев оказались надолго связанными в Малой Азии, где Лидия продолжала сопротивляться. Государство Урарту также не пошло на конфликт с Ассирией; зато в 653-652гг. дон. э. восстал подчинённый Ассирии вавилонский царь, брат Ашшурбанапала Шамашшумукин.

Шамашшумукину, связанному родством с вавилонской знатью и,очевидно, рассчитывавшему на своих сторонников в Ассирии, удалось создать в Вавилонии сильное войско и привлечь на свою сторону как вавилонскую, так и халдейскую знать. Кроме того, он тайно вступил в союз с арабами, с арамейскими племенами, повидимому, также с Мидией, быть может, с Египтом и, конечно, с неизбежным участником всех антиассирийских коалиций - Эламом. Но, несмотря на все меры, принятые Шамашшумукином, ход событий был для него неудачен. Ассирийцам, впервые выступившим под начальством самого Ашшурбанапала, который до тех пор, повидимому, никогда не участвовал в походах, предпочитая этому занятия в своей библиотеке и самоличное участие в пытках и казнях пленных, удалось воспрепятствовать соединению эламитов с вавилонянами. Шамашшумукнн был разбит, отступил к Вавилону, где и был осаждён.

На помощь Шамашшумукину пытались прорваться арабские вспомогательные отряды, но они были разбиты в непривычной для них пересеченной каналами местности и оказались вынуждены сами укрыться за стенами Вавилона, где уже тогда свирепствовал голод. Тем временем западные группы арабов были разбиты верным Ашшурбанапалу царём Моава (государства к востоку от Иордана). В Эламе произошел очередной дворцовый переворот, и началась длительная смута. Положение осажденных вавилонян стало безнадёжным. По ассирийским данным, они дошли до людоедства. Шамашшумукин сжёг себя в своём дворце. Ворвавшимися в город ассирийцами была учинена жестокая расправа над сторонниками Шамашшумукина.

Война, однако, и на этом не была ещё закончена - оставался Элам, где вновь возобладала антиассирийская группировка знати. Ассирийцы снова взяли Сузы и в 646 г. до н. э. опять возвели на престол своего ставленника. В последовавшие годы смут претенденты на эламский престол боролись друг против друга и в то же время вели войну против Ассирии. Единства среди эламитов не было, и дело могло кончиться только полным и окончательным их поражением. В конце концов (около 639 г. до н. э.) ассирийцы в третий раз взяли Сузы. Город был разгромлен, прах эламских царей выброшен из гробниц, статуи эламских богов вывезены, а многочисленные ценности, в течение многих веков награбленные эламитами в Вавилонии, были возвращены в Вавилон. Так окончилось самостоятельное существование Элама.

Ашшурбанапал умер, повидимому, около 633 г. до н. э., и с этого времени начался новый период внутренних смут в Ассирии, приблизивших её окончательное падение. К сожалению, подоплёка этих смут нам пока неясна.

Гибель Ассириискои державы

Мы очень мало знаем о правлении преемника Ашшурбанапала, Ашшурэтелилани. В 626 г; до н. э. престол Вавилонии, которыи до тех пор, повидимому, занимал ассирийский ставленник Кандалану, захватил Набопаласар (Набуапалусур)-халдейский вождь, находившийся ранее на службе у Ассирии. Ашшурэтелилани сделал слабую попытку привлечь халдеев на свою сторону, но вследствие далеко зашедшего к этому времени процесса слияния халдейской и вавилонской знати противопоставить их друг другу, как это делалось раньше, уже не удалось. Набопаласар удержал Вавилонию в своих руках. Вскоре Ашшурэтелилани был, повидимому, свергнут с престола во время дворцового переворота в Ассирии. Последующие события нам неизвестны до 616 г., когда на ассирийском престоле уже находился другой сын Ашшурбанапала - Сарак (Синшарришкун).

К этому времени Ассирийское государство, повидимому, перестало осуществлять административный контроль не только над большинством отдалённых от него областей, но и над сирийскими областями и вынуждено было заключить союз с Египтом и даже с царством Мана у озера Урмия. Это царство ассирийцы ранее не признавали за равноправную державу. Возможно, что на многих ассирийских территориях хозяйничали в то время скифы. Однако центральные области державы прочно удерживались войсками Сарака.

Положение Ассирии и её союзников резко ухудшилось, когда против неё сложилась мощная коалиция в составе Вавилонии (во главе с Набопаласаром) и Мидии (во главе с Киаксаром). Неясно, впрочем, был ли союз между ними заключён с самого начала или он оформился лишь в ходе самой войны.

В течение 616-615гг. до н. э. военные действия между ассирийцами и вавилонянами шли с переменным успехом. В ноябре 615 г. мидяне, воспользовавшись тем, что основные силы ассирийцев действовали против Вавилонии, прорвались через перевалы гор Загра и проникли в Аррапху, по соседству с коренной областью Ассирии. Это было началом конца. Около этого времени царство Мана, повидимому, подчинилось Мидии, и в июле 614 г. мидяне без труда проникли уже в собственно Ассирию. Преследуя отступавших в панике ассирийцев, они достигли Ашшура. Город был взят штурмом и подвергнут разграблению. Набопаласар двинулся на помощь мидянам, но не поспел к штурму, повидимому преднамеренно, так как не желал быть обвинённым в осквернении ашшурских святынь. На развалинах Ашшура был заключён (или возобновлён) союз между Набопаласаром и Киаксаром; тогда же, вероятно, Киаксар выдал свою дочь (или внучку) за Навуходоносора, наследника престарелого Набопаласара.

Но и после падения Ашшура Сарак ещё не терял надежды. В 613 г. до н. э. он поднял против Вавилонии племена приевфратских арамеев и, отвлёкши таким образом Набопаласара от Ассирии, сумел нанести ему поражение. Однако дни Ассирии были сочтены. Весной 612г. Киаксар, которого теперь вавилонская хроника называет не «царём Мидии», а «царём Умманманды», т. е. вообще северных «варваров», и Набопаласар встретились у Тигра, и их объединённые войска двинулись на Ниневию. Осада продолжалась с мая по конец июля. Несмотря на ожесточённое сопротивление ассирийцев, Ниневия была взята, и ассирийская знать, попавшая в руки победителей, вырезана. Сарак, повидимому, последовал примеру своего дяди Шамашшумукина и бросился в огонь своего пылавшего дверца. Победители увели большое число пленных. Часть ассирийского войска во главе с Ашшурубаллитом (повидимому, братом Ашшурбанапала) прорвалась, однако, в Харран, где Ашшурубаллит объявил себя царём Ассирии. Он держался ещё несколько лет в районе Харрана - Каркемиша, рассчитывая на помощь египетского фараона Нехао, пока, наконец, ассирийско-египетские войска не были окончательно разбиты вавилонянами под командованием царевича Навуходоносора в 605 г. до н. э. у Каркемиша.


Падение Ассирии было внезапным, как и падения других великих империй древности, однако есть множество свидетельств, что развал империи был неизбежен, оставался лишь вопрос о времени свершения этого печального события.

Ассирия зародилась как государство на территории современного Ирака. Римляне, не без основания, считали Ассирию первой «мировой империей». Римляне также частенько называли Ассирийскую империю предшественницей Римской империи, однако принципы завоевания новых земель у этих двух сверхдержав древности разительно отличались. Если римляне тщательно старались обжить каждый завоеванный клочок земли, старались получше укрепиться на новой территории, то ассирийцы были подобны лавине: они стремительно захватывали новые земли, будто стремились объять необъятное. Вероятно, эта скорость завоеваний в дальнейшем обусловила столь быстрое падение Ассирии, так как земли были объединены слишком поспешно.

В те времена ни одна армия не могла сравниться с ассирийской. Это было государство, которое жило войной ради войны. Едва ли в мировой истории найдется второе государство, которое вело войны различного масштаба непрерывно на протяжении 700 лет. Падение Ассирии предрекали многие её соседи, однако оно произошло только примерно через тысячу лет, после основания первого ассирийского города – Ашшура. Тем не менее, это было государство с высоко развитой культурой, представители которой знали теорему Пифагора задолго до него самого, а библиотека в Ниневии сохранила бесценные и многочисленные коллекции глиняных табличек с древними текстами, которые позволили так много узнать о Древнем Междуречьи.

В истории Ассирии традиционно выделяют три периода. Во время Староассирийского периода (XX-XVI вв. до н. э.) главным городом Ассирии был Ашшур – по своим размерам он был весьма небольшим. В то время Вавилон уже был крупным и знаменитым городом, а звезда Ашшура ещё только загоралась на историческом небосклоне. Изначально это был город купцов, и лишь со временем Ассирия стала знаменита благодаря своей военной мощи. Достаточно влиятельными городами Староассирийского периода можно назвать Ниневию и Арбелу. Падение Ассирии в 23 веке до нашей эры, вместе со всей Северной Месопотамией, под натиском Аккадского царства, сменилось обретением Ашшуром независимости, после падения Аккадского царства в 22 веке из-за нашествия гутиев (горного народа).

Поначалу, в Ашшуре было много обычаев, заимствованных из Вавилона. Один из самых занятных – обновление царя. Суть обряда заключалась в следующем: на один день в году царь оставлял свой пост, назначая кого-нибудь вместо себя, а сам уходил в город, где каждый мог облить царя водой, обругать или даже плюнуть на него. Это считалось обрядом очищения царя, после которого он, обновленный, возвращался к своим обязанностям. Иногда цари назначали вместо себя какого-нибудь простолюдина, и тот вместо царя выдерживал все поругания, а обновленным считался в итоге царь. Но это могло привести к крайне забавным ситуациям. История сохранила историю о царе, который назначил вместо себя своего садовника и отправил его в город на поругание, а сам спрятался во дворце. Беда случилась, когда царь подавился кашей, пока был во дворце, и умер, а садовник так и остался царствовать. По мере усиления военной мощи Ассирии и увеличения влияния правителей подобный обычай ушел в небытие.

Во времена Среднеассирийского периода (XV-XI вв. до н. э.) Ассирия заявила о себе как военная держава. Уже в XIII веке до н.э. под натиском Ассирии пало царство Миттани. При Тикультининурте I начинаются успешные военные походы, происходит вторжение в Сирию. Этот же правитель захватил Вавилон и стал усиленно расширять территорию своей страны. Были захвачены Финикия, Северная Сирия, некоторые провинции Малой Азии, торговый пути с Запада на Восток попали под полное влияние ассирийских купцов. Учитывая небольшой размер коренной части Ассирии, можно представить, насколько воинственными были ассирийцы, которые так значительно расширили границы своих земель. Важнейшим переломным моментом в ассирийской истории военного дела стало освоение и применение железа (они первыми стали его использовать): железные доспехи были неуязвимы к бронзовому оружию, в то время как железное оружие с легкостью громило защиту из бронзы. Второе падение Ассирии произошло после смерти Тиглатпаласара I, особенно после нашествия кочевников-арамеев. Попытка заключить союз Ассирии и Вавилона закончился полнейшей неудачей и Ассирия потеряла многие свои завоеванные земли, политическая и экономическая сферы пришли в полный упадок, потому до нас практически не дошли документы периода с конца 11 по конец 10 века до н. э.

Новоассирийский период (X-VII вв. до н. э.) берет свое начало с того, что Ассирия оправилась от нашествия арамеев. Своего наивысшего могущества Ассирия достигла в период с 8 по 7 века до нашей эры. Именно в это время Ассирия становится империей, которая считается первой в истории человечества. Падение Ассирии вновь казалось невозможным – столь могущественной и влиятельной державой стала некогда маленькая страна. При Тиглатпаласаре III ассирийская амия насчитывала более 120 тысяч человек, ей не было равных ни по численности, ни по военной мощи. Помимо колесниц, ассирийцы ввели военную конницу – по сути, создав кавалерию, как отдельный род войск. Осадные технологии ассирийцев достигли небывалого мастерства: города-крепости, которые в более ранние времена могли выдерживать 15-20 лет осады, ассирийцы захватывали за 20 дней, насыпая стены вровень с крепостными, лишая города воды, отводя реки, либо затапливая города, разрушая или строя плотины. Если и после этого город не сдавался, то его стены попросту разламывали усовершенствованными стенобитными орудиями, которые скорее были похожи на подвижные башни-крепости с лучниками наверху и крышами, которые защищали воинов, ломающих стену. Бесконечные грабежи завоеванных территорий, дань и налоги с них, несчетное множество рабов – всё это стало движущей силой ассирийской экономики того времени. Также практиковались массовые переселения завоеванных народов, считалось, что это предотвратит бунты и восстания в регионах.

Что касается восстаний, то болезненной и незаживающей раной на теле могучей империи Ассирии был Вавилон. Примечательно, что ассирийцы словно старались задобрить вавилонян, оставляя захваченному Вавилону статус независимого города, вместо того, чтобы сделать его просто колонией. В результате Вавилон стал средоточием мятежей и восстаний, одни ассирийские цари (например, Синаххериб) сравнивали Вавилон с землей после очередного восстания, а другие (например, Асархаддон) восстанавливали город.

На протяжении целого века Ассирийская империя процветала и расширяла свои границы, был захвачен Израиль, Мидия, Египет, Урат и другие территории. Казалось, могуществу Ассирии ничто не угрожает. Однако внутренние конфликты, вызванные стремлением ассирийцев объять необъятное, обусловили столь стремительное падение Ассирии. Внезапно, ассирийцы словно устали от войны. Царь Ашшурбанипал снарядил множество походов, но они уже не были столь успешными, как у его предшественников. Даже изображения царя изменились: его стали изображать скорее в образе строителя с корзиной за плечами, нежели как воина на боевой колеснице. Именно Ашшурбанипал был инициатором восстановления храма Мардука в Вавилоне, а также создания библиотеки в Ниневии. Сам царь знал древний язык шумеров, способствовал восстановлению множества храмов и дворцов, что вероятно и повлияло на его образ. В то же время он много воевал, но эти войны скорее ослабляли империю, нежели приносили доход. И тут империя стала распадаться как карточный домик. Мятеж Вавилона (в очередной раз) сотряс всю Ассирию, следом за Вавилоном откололся Египет. А когда в войну вступили скифы, то ассирийская армия, прежде не знавшая поражений, уступила завоевателям, так как многотысячная армия ассирийцев и так была ослаблена внутренними распрями и борьбой за власть между военачальниками. После того как Мидия и Вавилон нанесли совместный удар по Ассирии, крупнейшие города империи – Ниневия, Ашшур, Каркемиш и Харрасан – попросту перестали существовать, ассирийская знать была истреблена, а население разбежалось по соседним землям и перемешалось с местными народами. Окончательное падение Ассирии произошло в 609 году до нашей эры, когда вавилоняне нанесли заключительный удар по остаткам ассирийской державы.

Падение Ассирии наглядно показывает, что даже самое, казалось бы, могущественное государство может распасться из-за внутренних конфликтов, которые подтачивают благополучие страны. Стремительный захват территорий, сменился толь же быстрым расколом империи, и лишь благодаря письменным источникам, дошедшим до нас из глубины веков, мы можем представить себе некогда огромную империю Ассирии.

Елизавета Lz

Падение Ассирии было чрезвычайно быстрым. При этом еще в 660 году до н.э. она находилась на пике своего развития, и являлась крупнейшим государством во всей Передней Азии, занимая, практически, ее всю. Однако начиная с этого момента империю, постепенно стали раздирать внутренние противоречия и внешние враги. Учитывая характер ассирийских завоеваний, на ее землях всегда было множество городов, желающих избавиться от ассирийской власти. Многие народы, проживающие в Месопотамии, воспринимали ассирийскую знать и жречество врагами. В то время также большую власть в своих руках сосредоточили купцы, эксплуатировавшие жителей ассирийских городов. Фактически, тогда все народы Месопотамии желали гибели Ассирии, она, как империя-захватчик, стала их заклятым врагом. Ассирию называли львиным логовом, а столицу тех времен, Ниневию - городом крови. Так считали как внутренние, так и внешние враги, что в итоге воплотилось в крушение Ассирии.
В период с 657 до 655 годы до н.э. правитель одного из египетских регионов Египта заключил соглашение с царем Лидии. Тот в свою очередь сумел отразить набеги киммерийцев, и надеялся избавиться от влияния Ассирии. Псамметих вывел Египет из повиновения Ассирии, и стал новым фараоном. При этом ассирийский правитель не имел возможности направить армию туда, чтобы переподчинить Египет, поэтому восстание прошло практически бескровно. В 655 году до н.э. Ассирия начала войну с Эламом, разбив его силы и пришедших на помощь халдеев и арамеев.
Тем не менее, крушение Ассирии все равно становилось все более вероятным. В то время как ассирийцы ожидали вторжения киммерийцев, началось восстание в Вавилоне. После продолжительной осады Вавилон был взят, после чего вновь начались беспорядки в Эламе. И хотя в конечном итоге ассирийцам удалось уничтожить Элам, империя была безвозвратно ослаблена.
Последним могущественным правителем являлся Ашшурбанапал, правление которого ознаменовалось значительными достижениями в области наук. После его смерти в 626 году стал править Ашшурэтелилани, о котором сохранилось крайне мало сведений. В этот момент наместник ассирийской правящей династии в Вавилоне был смещен Набопаласаром. За ним последовал народ халдеев, и Ассирии пришлось вновь вступить в открытое противостояние со своим давним противником - Вавилоном.
Что происходило до 616 года неизвестно, так как записей с тех времен не осталось. В этом году к власти пришел брат преемника Ашшурбанапала - Сарак. Неизвестно также, узурпировал ли он власть, или прежний правитель погиб в сражении. К этому времени многие земли, входившие в состав Ассирийской империи, уже откололись, почувствовав слабость центра. Ассирия даже заключила альянс с Египтом, хотя до этого ассирийцы относились к этому государству с крайним презрением. Северные районы Ассирии страдали от набегов скифов, и лишь в центральной части оставалась сильная власть.
Падение Ассирии неизбежным, когда на помощь Вавилону пришла вышедшая из-под контроля Мидия. До этого ситуация была далека от критической - ассирийские войска вели борьбу с вавилонскими на равных, однако удар Мидии в самое сердце страны - священный город Ашшур, был сокрушительным и необратимым. Вторжение мидян произошло в 615 году до н.э., сопротивляться им было практически некому, так как большая часть ассирийских войск находилась на востоке. Ашшур был уничтожен в 614 году, в то же время боевой дух ассирийских войск окончательно упал, и вавилоняне одолели ассирийцев в противостоянии. Набопасалар не стал помогать мидянам в разграблении Ашшура, чтобы не идти против собственной религии, претившей разграблять храмы месопотамских богов.
В 613 году до н.э. Сараку удалось при помощи арамейских племен нанести поражение вавилонянам, однако мидяне, объединившиеся на тот момент с северными варварами и остатками вавилонской армии, двинулись на Ниневию, и взяли ее в ходе осады. Вся власть ассирийцев была вырезана. В летописях сказано, что Сарак не выдержав горечи поражения, бросился в свой пылающий дворец. Часть ассирийского войска сумела вырваться в Харран, где, несмотря на поддержку египтян, была окончательно разбита в 605 году до н.э.

Первой империей Древнего мира была Ассирия. Это государство просуществовало на мировой карте почти 2000 лет - с XXIV по VII век до нашей эры, и около 609 г. до н. э. прекратило свое существование. Первые упоминания об Ассирии были обнаружены у античных авторов, таких как Геродот, Аристотель и другие. Также Ассирийское царство упоминается и в некоторых книгах Библии.

География

Ассирийское царство находилось в верхнем течении и протянулось от нижнего течения Малого Заба на юге до гор Заграс на востоке и гор Масиос на северо-западе. В разные эпохи своего существования оно располагалось на землях таких современных государств, как Иран, Ирак, Иордания, Израиль, Палестина, Турция, Сирия, Кипр и Египет.

Многовековой истории известна не одна столица Ассирийского царства:

  1. Ашшур (первая столица, находилась в 250 км от современного Багдада).
  2. Экаллатум (столица верхней Месопотамии, находилась в среднем течении Тигра).
  3. Ниневия (находилась на территории современного Ирака).

Исторические периоды развития

Так как история Ассирийского царства занимает слишком большой временной промежуток, то эпоху его существования условно делят на три периода:

  • Староассирийский период - XX -XVI века до нашей эры.
  • Среднеассирийский период - XV-XI века до нашей эры.
  • Новоассирийское царство - X-VII века до нашей эры.

Каждый из периодов характеризовался своей внутренней и внешней политикой государства, у власти стояли монархи из различных династий, каждый последующий период начинался подъёмом и расцветом государственности ассирийцев, сменой географии царства и изменением внешнеполитических ориентиров.

Староассирийский период

Ассирийцы пришли на территорию реки Евфрата в середине XX в. до н. э., говорили эти племена на Первым построенным ими городом был Ашшур, названный в честь своего верховного божества.

В этот период еще не существовало единого Ассирийского государства, поэтому наибольшим владетельным номом стал Ашшур, который являлся вассалом царства Митании и касситской Вавилонии. Ном сохранял некоторую независимость во внутренних делах поселений. К Ашшурскому ному относилось несколько небольших сельских поселений во главе со старейшинами. Город развивался достаточно быстро благодаря удачной географическому расположению: именно через него проходили торговые пути с юга, запада и востока.

Говорить о правящих в этот период монархах не принято, так как правители не имели всех политических прав, характерных для носителей такого статуса. Этот период в истории Ассирии был выделен историками для удобства как предыстория Ассирийского царства. До падения Аккада в XXII веке до н.э. Ашшур входил в его состав, а после его исчезновения стал независимым на короткий период времени, и лишь в XXI веке до н. э. был захвачен Уром. Лишь спустя 200 лет власть переходит к правителям - ашшурцам, с этого момента начинается бурный рост торговли и товарного производства. Однако такое положение внутри государства просуществовало недолго, и через 100 лет Ашшур теряет свою значимость центрального города, и наместником в нем становится один из сыновей правителя Шамшт-Адада. Вскоре город оказывается под властью царя Вавилона Хаммурапи, и лишь около 1720 года до н. э. начинается постепенный расцвет независимого Ассирийского государства.

Второй период

Начиная с XIV века до нашей эры ассирийские правители в официальных документах уже именуются царями. Более того, при обращении к фараону Египта они говорят «Наш брат». В этот период идет активная военная колонизация земель: осуществляются вторжения на территорию государства Хеттов, набеги на Вавилонское царство, в города Финикии и Сирии, и в 1290-1260 гг. до н. э. заканчивается территориальное оформление Ассирийской империи.

Новый подъем захватнических войн ассирийцев начался при царе Тиглатпаласаре, который смог захватить Северную Сирию, Финикию и часть Малой Азии, более того, царь несколько раз выходил на кораблях в Средиземное море, чтобы показать свое превосходство перед Египтом. После кончины монарха-завоевателя в государстве начинается упадок, и все последующие цари уже не могут сохранить ранее захваченные земли. Ассирийское царство было вытеснено на свои коренные земли. Документов периода XI-X веков до н. э. не сохранилось, что свидетельствует об упадке.

Новоассирийское царство

Новый этап в развитие Ассирии начался после того, как ассирийцам удалось избавиться от арамейских племен, пришедших на их территорию. Именно государство, созданное в этот период, принято считать первой империей в истории человечества. Затяжной кризис Ассирийского царства смогли прекратить цари Адад-Нирари II и Адид- Нирари III (именно с его матерью Семирамидой связывают существование одного из 7 чудес света - Висячих садов). К сожалению, три следующих царя не смогли устоять под ударами внешнего противника - царства Урарту, и проводили неграмотную внутреннюю политику, что существенно ослабило государство.

Ассирия при Тиглапаласаре III

Настоящий подъем царства начался в эпоху царя Тиглапаласара III. Находясь у власти в 745-727 гг. до н. э., он смог захватить земли Финикии, Палестины, Сирию, Дамасское царство, именно в годы его правления был разрешен многолетний военный конфликт с государством Урарту.

Удачи во внешней политике обусловлены проведением внутриполитических реформ. Так, царь начал насильственное переселение на свои земли жителей с захваченных государств, вместе с семьями и имуществом, что привело к распространению арамейского языка на территории всей Ассирии. Царь решил проблему сепаратизма внутри страны, разделив крупные области на множество мелких во главе с наместниками, не допустив, таким образом, зарождения новых династий. Также царь взялся за реформирование состоявшее из ополченцев и военных колонистов, было реорганизовано в профессиональную регулярную армию, получавшую жалованье из казны, были введены новые рода войск - регулярная кавалерия и саперы, особое внимание было уделено организации службы разведки и связи.

Удачные военные кампании позволили Тиглатпаласару создать империю, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря, и даже короноваться как царь Вавилона - Пулу.

Урарту - царство (Закавказье), в которое вторгались ассирийские правители

Царство Урарту располагалось на нагорья и занимало территорию современных Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской АР Азербайджана. Расцвет государства пришелся на конец IX - середину VIII века до нашей эры, упадку Урарту во многом способствовали войны с Ассирийским царством.

Получив трон после смерти отца, царь Тиглатпаласар III стремился вернуть своему государству контроль над малоазийскими торговыми путями. В 735 году до н. э. в решающем сражении на западном берегу Евфрата ассирийцы смогли разбить армию Урарту и продвинуться вглубь царства. Монарх Урарту Сардури сбежал и вскоре умер, государство оказалось в плачевном состоянии. Его наследник Руса I смог установить временное перемирие с Ассирией, которое вскоре было нарушено ассирийским царем Саргоном II.

Воспользовавшись тем, что Урарту было ослаблено поражением, полученным от племен киммерийцев, Саргон II в 714 году до н. э. уничтожил урартское войско, и, таким образом, Урарту и зависимые от него царства оказались под властью Ассирии. После этих событий Урарту утратило свое значение на мировой арене.

Политика последних ассирийских царей

Наследник Тиглатпаласара III не смог удержать в своих руках основанную его предшественником империю, и со временем Вавилон объявил о своей независимости. Следующий царь, Саргон II, в своей внешней политике не ограничился владением только царством Урарту, он смог вернуть Вавилон под контроль Ассирии и короновался как вавилонский царь, также ему удавалось подавлять все восстания, возникающие на территории империи.

Царствование Синаххериба (705-680 гг. до н. э.) характеризовалось постоянным противостоянием царя со жрецами и горожанами. Во время его правления бывший царь Вавилона вновь попытался восстановить свою власть, это привело к тому, что Синаххериб жестоко расправился с вавилонянами и полностью разрушил Вавилон. Недовольство политикой царя привело к ослаблению государства и, как следствие, вспышкам восстаний, некоторые государства вновь обрели независимость, а Урарту вернул себе ряд территорий. Такая политика привела к убийству царя.

Получив власть, наследник убитого царя Асархаддон первым делом взялся за восстановление Вавилона и налаживание отношений со жрецами. Что касается внешней политики, царю удалось отразить вторжение киммерийцев, подавить антиассирийские восстания в Финикии и предпринять удачный поход в Египет, результатом которого стал захват Мемфиса и восхождение на трон Египта, однако удержать эту победу царю не удалось из-за неожиданной смерти.

Последний царь Ассирии

Последним сильным царем Ассирии был Ашшурбанипал, известный как наиболее грамотный правитель Ассирийского государства. Именно он в своем дворце собрал уникальную библиотеку из глиняных дощечек. Время его правления характеризовалось постоянной борьбой с вассальными государствами, желающими вернуть себе независимость. Ассирия в этот период воевала с царством Эламом, что привело к полному разгрому последнего. Египет и Вавилон хотели вернуть себе независимость, однако в результате многочисленных конфликтов им это не удалось. Ашшурбанипалу удалось распространить свое влияние на Лидию, Мидию, Фригию, разгромить Фивы.

Гибель Ассирийского царства

Смерть Ашшурбанапала положила начало смуте. Ассирия потерпела поражение от Мидийского царства, независимость получил Вавилон. Объединёнными войсками мидийцев и их союзниками в 612 году до н. э. был разрушен главный город Ассирийского царства - Ниневия. В 605 году до н. э. при Каркемише вавилонский наследник Навуходоносор разбил последние воинские части Ассирии, таким образом, Ассирийская империя была уничтожена.

Историческое значение Ассирии

Древнее Ассирийское царство оставило после себя множество культурных и исторических памятников. До нашего времени сохранилось множество барельефов со сценами из жизни царей и вельмож, шестиметровые скульптуры крылатых богов, множество керамики и ювелирных украшений.

Большой вклад в развитие знаний о Древнем мире внесла обнаруженная библиотека с тридцатью тысячами глиняных табличек царя Ашшурбанипала, где были собраны знания по медицине, астрономии, инженерии, и даже упоминался Великий потоп.

На высоком уровне развития находилась инженерия - ассирийцы смогли построить канал-водопровод и акведук шириной 13 метров и длиной 3 тысячи метров.

Ассирийцы смогли создать одну из сильнейших армий своего времени, на вооружении у них были колесницы, тараны, копья, в боях воины использовали обученных собак, армия была хорошо экипирована.

После падения Ассирийского государство наследником многовековых достижений стал Вавилон.