Как повысить интеллект и эрудицию. Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации Высокая эрудиция

Знания – это то, что всегда было в почете. Даже принято говорить, что обладающий знаниями владеет всем миром. В нашей религии стремление к знаниям и всестороннее развитие – это предписание Всевышнего. Безусловно, все мы хотим быть умнее, обладать еще большими знаниями, но как этого добиться?

Несмотря на то, что многие считают, что знания у каждого человека ограничены, существует несколько методов увеличить когнитивные способности, стать умнее и эффективнее.

1. Новизна.

Помните, что для создания новых нейронных связей в мозгу человек попросту необходим новый опыт и новая информация.

2. Посещение новых мест.

Будь то посещение нового кафе, книжного магазина, прохождение на работу по другому маршруту, путешествие в другую страну – все это полезно для расширения вашего кругозора. Это новый опыт, выход из зоны комфорта, заставляющий мозг человека работать по-новому, ставить и решать новые задачи.

3. Образование.

Да, самое банальное, что может сделать человек для увеличения своих знаний – это пойти учиться, записаться на курсы. Мы привыкли считать, что образование заканчивается в определенный возраст и дальше не имеет места в нашей жизни, но это не так. Это лучшее вложение денег и своего времени.

4. Чтение книг.

Этот метод «становления» умного человека известен каждому. Чтение – это новый опыт, увеличение словарного запаса, новые мысли, «правильный» язык. Тем не менее, это только половина волшебства чтения.
Когда человек читает, в независимости от жанра, он выстраивает многогранные связи между книжным и настоящим миром. Чтение – это альтернативный метод заставить ваш мозг посетить новое место и испытать совершенное новые эмоции.

5. Получение и применение новых навыков.

Работа – это простор для нового опыта. В независимости от того, какой работой вы заняты, вам предоставлены возможности выйти из установленных шаблонов, быть более креативным и превнесения свежих идей в свою работу.

6. Бросать себе вызов.

Подобно тяжелоатлету, который тренирует мускулы, тренировка мозга должна осуществляться на ежедневной основе посредством решения более сложных задач. Чем сложнее задача, тем больше сил, смекалки и ума проявляет наш мозг.

7. Решение головоломок.

Головоломки – не только для детей, они прекрасно развивают умственные способности человека. Попробуйте логические настольные игры или игры, развивающие память вместо просмотра телевизора или социальных сетей. Будет еще лучше, если в интеллектуальной игре примут участие ваши близкие или друзья.

Постоянный доступ к смартфонам, и другим гаджетам, сделал человека ленивым и в умственном плане. Мы уже не считаем в уме, а набираем в калькуляторе, не вспоминаем забытое – смотрим в Гугле, не думаем, как пройти определенный маршрут, обращаемся к GPS. Все это не позволяет нашему мозгу работать в полной мере. Используйте гаджеты только при острой необходимости, позвольте своему мозгу работать самому.

9. Рисование.

Необязательно быть художником, чтобы по достоинству оценить рисование, которое культивирует активность мозга удивительным способом. Вместе с этим растёт ваша эффективность интеллектуальной работы.

10. И, конечно же, изучение и заучивание Корана.

Постижение смыслов Священного Корана вкупе с заучиванием сур наизусть позволит вам не только натренировать свою память, но и принесет огромную пользу вашему духовному состоянию. Помните, "Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца" (13:28).

Всегда обращайте внимание на то, что вы читаете. Одно дело - читать статьи из интернета, а другое дело читать серьезную художественную литературу. Прежде чем говорить о понятии «серьезная литература» мы должны определиться с ее понятием. Под ней понимают не бульварные романы, а когда она основана на философии, психологии, истории, когда она расширяет кругозор читателей и обязательно написана хорошим языком. Только эти три условия призваны назвать книгу серьезной художественной литературой. Дополнительное преимущество – такое чтение благоприятно отразится на вашей устной и письменной речи, а это, в свою очередь, поможет развить умение стройно и правильно излагать ваши мысли. Второе, изучает научную литературу.

Вникайте в то, что вы читаете. Книги, которые помогают вам понять окружающий мир, развивают интуицию и эрудицию, любознательность и желание узнать еще больше. Изучайте мир не только вокруг себя, но и свой внутренний мир. Философия – наука о жизни человека. Читайте побольше философской литературы, литературы по психологии.

Больше размышляйте и анализируйте. Очень действенное средство – прочитав какую-либо книгу и увидев, что вас заинтересовал какой-либо аспект, напишите эссе на эту тему или заметку. Делитесь полученными знаниями с друзьями и коллегами, дискутируйте. Дискуссии помогают и способствуют умению делать критические выводы, опираясь на факты, а также развивают память и логику. Желательно, чтобы ваш собеседник имел четкое представление о предмете разговора.

Старайтесь не ограничиваться узким кругом интересов, Широкие познания в различных областях свидетельствуют о высоком интеллектуальном и духовном развитии личности.

Чаще тренируйте свой ум, изучайте иностранные языки, сочиняйте стихи, слушайте классическую музыку.

Но не следует забывать о том, что совершенству нет предела. Если вы узнали что-то новое, то это не значит, что вы стали умнее. Заведите привычку обдумывать новую информацию. Обязательно применяйте знания на практике, делитесь впечатлениями с людьми. Проведите свое время с пользой, узнавайте последние новости, играйте в полезные настольные игры, принимайте участие в обсуждениях, вы почувствуйте себя более осведомленным человеком и уверенным в себе. Стремление к самосовершенствованию обязательно раскроет перед вами новые горизонты.

Есть один простой пример, как развить эрудицию. Суть заключается в следующем: к примеру, вы сидите в своей комнате. Вас окружают какие-то предметы (телевизор. комод, кровать, стол, цветы, компьютер, сотовый). Попробуйте рассказать о каждом предмете, кто его создал и когда он появился. Начните, к примеру. со своей одежды: узнайте, откуда пошло носить джинсы и зачем у них есть маленький кармашек. Если вы будете, узнавать о 10 вещах в день, то в год вы узнаете о 3650 понятиях. И запомнить их не так и сложно. Главное - желание.

Повысить свою эрудицию можно многими способами, но самый верный - читать самые разные книги по истории, философии, психологии, научную и художественную литературу.

Если вы уже посмотрели фильм «Дивергенты» и задумались о том, к какой бы из социальных групп этого общества вы хотели бы примкнуть, и если вы поняли, что ваши предпочтения явно на стороне эрудитов , то вот несколько советов как развить эрудицию и с чего лучше начать.

Самые первые шаги

Прежде всего, следует решить какой тип эрудиции вам больше подходит? Можно выделить два типа осведомленности и соответственно две стратегии развития своей эрудиции:

  1. Стратегия «Многое обо всем»;
  2. Стратегия «Все об одном».

В первом случае будущий эрудит собирает знания из самых разных областей науки, искусства, спорта, культуры и о мире в целом . Отличием и достоинством такого способа познания мира является то, что эрудит готов ответить на самые разные вопросы. Именно такие люди привлекают к себе внимание. А недостаток заключается в поверхностности этих знаний. Это случай, когда широта знаний налицо, а глубины нет.

К кому предпочтет обратиться больной человек, чтобы вылечить зуб и избавиться от зубной боли: к тому, кто все-все знает про медицину, или к стоматологу, чьи знания ограничены лишь умением отлично вылечить зуб?

Кстати, вторая стратегия развития эрудиции заключена в том, чтобы накапливать знания, которые, хотя и ограничены одной областью, но при этом настолько глубокие, что мало, кто решится соперничать с их носителем в осведомленности . Однако здесь требуется заметить, что есть существенное различие между стратегией «Многое обо всем» и узкой специализацией.

Сравните:

  • семейный врач и окулист,
  • дизайнер интерьеров и художник по коврам,
  • физик и инженер-электрик,
  • историк и учитель истории.

Нетрудно заметить, что во всех этих парах первой стоит профессия, требующая куда более обширных знаний, чем вторая. Глубокое погружение в одну, но очень узкую область приветствуется в мире профессий, но только эрудицией это не является.

Стратегия «Многое обо всем»

Развитие эрудиции с помощью этой стратегии подходит людям любознательным, даже скорее – любопытным. Такой человек обладает неутолимой потребностью выискивать новые для себя знания. Поэтому самое первое, чему следует научиться, реализуя эту стратегию, это умению задавать вопросы. Самые первые эрудиты были, конечно же, древние греки. Именно они стремились организовать процесс познания мира и направлять свой ум по пути раскрытия сути вещей.

Еще в 325 году до нашей эры в своей книге «Вторая аналитика» Аристотель вывел три тезиса, которые и по сей день остаются не оспоренными:

  • наше познание складывается из ответов на наши вопросы;
  • сколько на свете видов вещей, столько же мы можем поставить видов вопросов;
  • познание опирается на четыре основных вопроса – «что», «почему», «есть ли», «что есть».

Ну, а уже наш современник Борис Пастернак, хотя и по другому поводу, произнес: «А мы всё ищем правильный ответ, и не находим нужного вопроса».

Итак, Правило №1 Стратегии «Многое обо всем»: Создавайте копилку своих вопросов.

Для этого:

Придумайте, разработайте, или позаимствуйте готовый план, следуя которому вы будете осваивать новое для себя знание. Например, можно воспользоваться советами еще одного эрудита – древнеримского оратора Цицерона. Он использовал цепочку вопросов для описания ситуации или события. Вот она:

  • кто (субъект);
  • что (объект);
  • чем (средство);
  • почему, зачем (цель, причина);
  • как (способ);
  • когда (время);
  • где (место).

Придумайте, разработайте или позаимствуйте готовую типологию вопросов, которая поможет вам выявлять новое для вас знание целенаправленно. Возвращаясь ко «Второй аналитике», можно воспользоваться советами Аристотеля и разделить вопросы на:

  • вопросы существования (возможно ли, чтобы существовала такая вещь или явление?);
  • вопросы обладания качествами (какими качествами, свойствами, характеристиками может обладать данная вещь, или событие, или явление?);
  • вопросы принадлежности (принадлежит ли предмету определенное качество или свойство?);
  • вопросы причинности (какая причина лежит в основе явлений и процессов?).

Правило 2: Учите наизусть цитаты умных людей . Цитирование – это в целом демонстрация культуры ума, а не только требование к ученым, нарушение которого жестко карается обвинениями в некорректном заимствовании. Вовремя сказанная и уместно подобранная цитата выполнит для вас три полезные функции:

  • поможет отстоять свою позицию в дискуссии (как правило, с великими людьми не спорят);
  • позволит глубже понять принципы и закономерности (серьезные цитаты можно назвать квинтэссенцией, «выжимкой», знанием, выраженным в предельно сконцентрированной форме);
  • наконец, покажет, что вы на правильном пути к тому, чтобы ваши собеседники признали вас эрудитом (ваше цитирование будет служить для окружающих надежным подтверждением того, что вы читаете серьезную литературу).

Надо ли говорить, что заучивание слов из сборников афоризмов с названием типа «Мудрые мысли всех веков и народов» не сделает вас эрудитом? Эрудит заучивает цитаты из их первоисточников — книг, которые он сам лично прочел.

С Викиум вы сможете повысить свою эрудицию, занимаясь онлайн

Правило 3: Учите наизусть исторические даты . Эрудит – тот, кто легко и уверенно разместит исторические события, год важного научного открытия или создания шедевра на условной линии времени. Для него не составит труда разъяснить, что Фирдоуси написал свою поэму «Шахнамэ» на 300 лет раньше, чем появилась «Божественная комедия» Данте, а Шекспир начал творить спустя 300 лет после Данте Алигьери.

Знание исторических дат не только структурирует прошлое и помогает расставлять исторически важные события в хронологическом порядке, но и помогает выстроить системную картину мира от прошлого к настоящему. И тогда вопрос «Участвовал ли Суворов в Первой мировой войне?» будет вызывать у вас откровенный смех.

Стратегия «Все об одном»

Как повысить эрудицию с чего начать, если ваш выбор пал именно на эту стратегию?

Прежде всего, выбрать для себя то пространство знания, в которое вы намерены всерьез углубиться и досконально освоить. И здесь вы оказываетесь «между Сциллой и Харибдой», иными словами между двумя опасностями.

Угроза первая – чересчур широкое поле . Когда кто-то на полном серьезе утверждает, что он знает всю философию, всю историю, всю литературу, это вызывает вполне оправданное недоверие. Другое дело, когда перед вами специалист в области:

  • Древней Греции, т.е. знаток ее языка, истории, литературы, наук, философских течений, культуры и религии;
  • педиатрии, т.е специалист, досконально изучивший детские болезни, психофизиологическое развитие, нормы и патологии, нормативные документы о детском здоровье, особенности детских болезней в разных странах и в разные периоды истории, латынь, наконец;
  • автомобилестроения, т.е технарь, разбирающийся в инженерных вопросах, истории развития, современном состоянии, тенденциях развития, перспективах будущего.

В этом случае, мы признаем, что перед нами человек, глубоко эрудированный в определенной области человеческого познания, носитель серьезных системных и систематизированных знаний, эксперт по самым разным вопросам в сфере своей компетентности.

Правило 1 в реализации Стратегии «Все об одном»: четко определить область своей компетентности.

Недаром говорят, что нет ничего важнее для умного человека, чем понимать, где заканчивается его компетентность и где он с чистой совестью может признать: «К сожалению, в этом вопросе я недостаточно компетентен».

Вторая угроза таится в прямо противоположной позиции : чрезмерное углубление в один узкий вопрос.

Отсюда вытекает Правило 2: Дифференцируйте зоны своей компетентности по глубине ваших знаний .

Для того чтобы определиться с этим, нарисуйте три концентрические окружности:

  • первая – то, что составляет ядро ваших знаний;
  • вторая – то, что является производным так же, как в математике Y выступает функцией от Х;
  • третья – то, что является производным уже от Y, теперь он выступает аргументом и задает предметную область ваших знаний.

Не спешите с определением этих зон. Для начала рассмотрите несколько вариантов, но еще раньше вам придется эти варианты сгенерировать. Поставьте это перед собой как задачу, даже как игру для тренировки своего интеллекта. Заготовьте стикеры трех цветов и решите, какой цвет будет для вас определять ту или иную зону. Например, на синих стикерах вы будете записывать идеи относительно ядра знаний, на желтых — относительно Y, а на зеленых – относительно третьей области.

По мере того, как вам в голову приходит идея, какое из знаний вы намерены освоить, делайте заметки на советующих стикерах. Пусть они повсюду висят у вас перед глазами — на мониторе компьютера или даже на холодильнике. Поглядывая на них, вы по ассоциации будете определять для себя все новые и новые различные направления познания. Через пару недель оцените результат, полученный таким способом. У вас должен получиться индивидуальный план развития своей эрудиции.

А что дальше? — Стратегия «Т-специалист»

Теперь пришла пора признаться, что помимо стратегий «все об одном» и «многое обо всем», есть еще третья стратегия, которая их объединяет. Такую стратегию называют «Т-специалист».

Буква «Т» используется здесь не для обозначения какого-либо слова, а для изображения сути стратегии. Перекладина в этой букве означает «многое о многом», а «ножка» у «Т» означает «все об одном».

В стратегии «Т-специалист» заключается идея бесконечных возможностей индивидуального познавательного развития человека . Но это тема уже другого разговора.

admin

Чтобы повысить эрудированность, необходимо применить титанические старания и потратить время. Следует развиваться одновременно в нескольких сферах. Необходимо приобретать глубокие познания, чтобы увеличить эрудированность.

Как повысить эрудицию и как это проявляется в жизни человека? Термин в переводе с латинского означает «широкие познания, всесторонняя осведомлённость». Часто её путают с образованностью.

Эти слова - синонимы, но эрудированный хорошо образован, а образованный не всегда эрудированный.

Для развития эрудиции следует постоянно пополнять собственные познания, черпая информацию в источниках.

Зачем нужна эрудиция?

Этот вопрос возбуждает обсуждение, вокруг него происходят дискуссии и споры. Одни утверждают, что эрудиты — чудаковатые люди, которые тратят время на ненужное хобби. Желающие все узнать поглощают книги, попадающие на пути, и увлекаются ненужными знаниями.

Они подобны коллекционерам, которые увлеченно гоняются за старыми марками, значками или произведениями искусства. Так же и эрудиты повышают знания, ища новые дороги для этого.

Рассуждая так, представители первой группы отрицательно отвечают на вопрос: нужно ли повышать эрудицию? В представлениях эрудированность — нагромождение знаний, а не способность совершать открытия и гарантировать прорывы в области технологии.

Вторая часть людей отвечает на подобные суждения фразой: кто не образован, тот невежда. В подтверждение этого высказывания они приводят примеры, когда невежество обходится дорого для окружающих:

юрист, который не разбирается законодательных терминах и правилах;
врач, который ставит диагноз по телефону или пропускает признаки и не выявляет вовремя проблемы;
психолог, имеющий поверхностные знания и дающий советы, не вникая в вопрос;
учитель русского, истории, другого предмета, имеющий знания, которые почерпаны только из школьной литературы.

Каждый из подобных случаев имеет в основе недостаток профессиональных знаний и низкий уровень образованности. Эти проблемы в комплексе приводят к неспособности специалиста оценивать ситуацию в критическом спектре. Вследствие этого невозможно найти правильные решения.

Эрудированность - способность мыслить за пределами примитивных объяснений бытия мира. Она ведёт к развитию особого умственного склада.

Эрудированность — критичный взгляд

Зная как повысить эрудированность, вы , что полезно для каждого человека. Увеличение эрудированности одновременно влечет расширение познаний в разных областях.

Но это не главное. Коллекционируя познания из первоисточников, человек может сравнивать, проводить аналогии и оценивать с критической точки зрения. В современной реальности подобный подход очень полезен, так как извне поступает большое количество информации. Важно понимать, что из нее ложь, а что правда. Эрудированные личности сопоставляют сведения, оценивают, проверяют на противоречия и отбрасывают то, что не имеет научного или исторического обоснования.

Взгляд на одну проблему со всех сторон

Символ научного центра Бонна — скульптура, представляющая слона и четырёх слепцов, которые ощупывают с четырех сторон. Один ощупывает ногу, второй хвост, третий — туловище, четвёртый — хобот. И каждый представляет только то, к чему прикасался.

Только собирательный образ позволяет определить, что это слон. Это подтверждает эрудита. Он умеет смотреть на проблему в целом и оценивать с разных сторон, применяя знания.

Какими способами повысить эрудицию?

Чтобы повысить интеллект, следует интересоваться вопросами в разных сферах и разными способами.

Узнавайте новые слова и их значение.

В школьные годы, в колледже, университете приходится учить новые термины, узнавать понятия, оценивать их в определённой технологии. После выхода и получения диплома этот поток прекращается.

Если вы не ищите нового окружения, новых источников информации, ваш мозг впадает в семиотическое состояние. В мозгу прекращается создание новых связей нейронов, а вместе с этим останавливается развитие интеллекта.

Следует понимать, что узнавая новые слова, нельзя стать эрудированным. Но, рассматривая значение, узнавая цепочку следующих связей, представления о мире претерпевают изменения. Чем больше выявляется связей, тем шире становится кругозор. Поэтому соблюдайте несложные правила.

Запоминайте каждые семь дней 3 новых слова. Простого зазубривания - мало. Следует применять их в разговоре, использовать в письме.

Узнавайте новые синонимы, которые обозначают действия в разных сферах. Например, восстановление здания, восстановление событий. Увидели незнакомое слово? включите интуицию, попробуйте самостоятельно определить значение. Выстройте концепцию слова и только после этого проверьте себя по словарю.

Увеличивайте тезаурус.

Увеличить собственный , используя в разговорной речи синонимы. Это разные по звучанию слова, обозначающие одинаковый термин. Причем для «непосвящённого человека» разницы между обозначением синонимами нет.

Только подготовленный человек способен распознать и доходчиво объяснить, чем отличаются тайфуны и цунами, скалы и горы. Для него понятно, что такое смысл, а что такое значение.

В помощь критические и аналитические обзоры.

Изучение мнения компетентных журналистов, политиков и других специалистов позволяет сравнивать собственное суждение и делать выводы о правильности.

Если изначально вы изучите вопрос самостоятельно, то станут доступными сразу 3 мнения:

первоисточника;
компетентного специалиста;
собственное.
Ищите в Сети сайты

в Интернете имеются ресурсы, созданные для профессионалов. Они позволяют:

расширить кругозор;
выстроить объективную картину мироздания;
критически мыслить;
проводить сравнение.

Больше пишите

Уделяйте время письму, причём берите только определённые темы: философские, художественные, научные.

Выражая мысли на бумаге человек структурирует предложения, выстраивает логические цепочки. Через письмо вы определите, в чем ваши сильные стороны и в чём следует подтянуть знания.

Уделяйте чтению много времени

Выбирайте книги с увлекательными сюжетами, чтобы проснулся интерес. Выбирайте книги, где описаны научные эксперименты, где изложены мысли философов на злободневные темы. Для поднятия эрудированности подходит художественные произведения. Выбирайте развивающие издания с логическими заданиями. Зубрите стихи и цитаты из прозы.

Степень эрудированности напрямую связана со степенью интеллектуального развития. Учитесь воспринимать информацию, надолго её запоминать и использовать в собственной жизни.

23 января 2014, 14:58

Нужна ли нам эрудиция? Вокруг ответа на этот вопрос не стихают сегодня споры и дискуссии.

Одна сторона участников уверена, что эрудиция – это что-то вроде чудаковатого хобби, которое условно можно назвать «Хочу все знать!». Попавшие в объятия этого увлечения стремятся постоянно расширять горизонты своего познания и, как истинные библиофаги, без разбору «пожирают» все книги, которые попадаются им под руку. Кто-то коллекционирует значки или марки, а эрудиты охотятся за новыми знаниями и бесконечно ищут новые пути, как повысить эрудицию.

Итак, ответ первой группы на вопрос, нужна ли эрудиция, скорее отрицательный. Они считают эрудитов всего лишь носителями избыточных знаний, а вовсе не умными людьми, способными генерировать новое, делать научные открытия и обеспечивать технологические прорывы.

Вторая группа отвечает своим оппонентам известной фразой «Если вам не нравится образование, тогда попробуйте невежество! ». И приводят массу примеров, когда невежество действительно обходится непомерно дорого:

  • врач, не сумевший своевременно поставить нужный диагноз,
  • учитель истории или литературы, чьи знания ограничены школьным учебником,
  • юрист, слабо разбирающийся в законодательной базе,
  • психолог, ставящий диагнозы «по телефону»…

За каждым таким случаем часто стоит не только недостаток профессионализма, но и низкий уровень общей образованности, приводящий к неспособности критически оценить ситуацию и подобрать адекватные ей инструменты анализа и коррекции.

Собственно, эрудиция в изначальном смысле этого слова и означала «за пределами невежества или грубости » (ex-ruide) . Иначе говоря, обладание такой широтой знаний, которое не допускает примитивных и наивных объяснений устройства мира. А значит, способствует развитию особого склада ума!

У эрудита критичный взгляд на мир

Повышение эрудиции приводит к расширению знаний в самых разных направлениях и научных дисциплинах , что само по себе уже полезно для любого человека, ориентированного на умственное развитие и личностный рост. Но есть еще одно уникальное следствие развитой эрудиции: коллекционирование знаний из разных источников позволяет их сравнивать между собой, сопоставлять и критически оценивать.

Сегодня подобный критичный взгляд на мир полезен как никогда ранее. Шквал информации, который ежедневно обрушивается на нас, постепенно делает нас снисходительными к ее лживости. Мы не успеваем ее проверять и «проглатываем», подавляя в себе сомнения в ее достоверности.

Совсем иначе оценивают информацию эрудированные личности. Например, сопоставляя то, как описывается один и тот же факт (например, историческое событие) в разных источниках, они легко обнаруживают не соответствия и противоречия. Так их «избыточные» знания по истории помогают им своевременно отбрасывать ту информацию, которая написана с недостаточной научной добросовестностью.

Эрудиты смотрят на слона с разных сторон

В научном центре Бонна внутри парковой зоны стоит скульптура, символизирующая собой научную объективность – слон, которого с разных сторон ощупывают 4 слепца. Один трогает слоновью ногу, второй – хобот, третий – хвостик, а четвертый проводит рукой по слоновьему туловищу. Эта скульптура — иллюстрация к знаменитой притче о споре четырех слепых по поводу того, на что похож слон, где каждый из них твердил о том, к чему прикасался:

«Слон – это широкий столб! »

«Слон – это толстый гибкий шланг! »

«Слон – это маленькая веревочка! »

«Слон – это шершавая стена! »

И только, если сложить вместе все четыре образа, можно понять, что же такое слон. И лучше других это удается именно эрудитам.

Или еще пример. Как вы ответите на вопрос о сознании. Если вы не применяете этот термин как профессионал, то, скорее всего, просто скажете, что этим человек отличается от животного. Возможно, вы используете в своем ответе такие слова, как «мышление », «понимание » и «осознанность », как близкие по смыслу или даже синонимы.

Но профессионалы ответят на этот же вопрос по-разному. Философ отметит, что сознание может быть общественным и личным. Медик скажет, что можно потерять сознание или пребывать в бессознательном состоянии. Юрист укажет, что важно учитывать, достиг ли подозреваемый сознательного возраста. Психолог свяжет сознательное и бессознательное.

Эрудит, как правило, способен рассматривать категорию сознания со всех этих точек зрения .

С Викиум вы сможете повысить эрудицию онлайн»

Как повысить общую эрудицию

Итак, если вы ставите перед собой такую цель, то возьмите на вооружение следующие рекомендации.

  1. Узнавайте и учите новые слова

В школе и институте вы почти каждый день узнавали новые термины, знакомились с научными понятиями и категориями, рассматривали их в контексте конкретной теории или технологии. Вместе с окончанием обучения прекратился и поток новых слов-символов в ваше сознание. Вы все время пребываете в одном и том же семиотическом пространстве, не давая своему мозгу повода для образования новых нейронных связей, а значит для развития своего интеллекта.

Сами по себе, усвоенные новые слова не делают автоматически человека эрудитом , но ведь следом за новым понятием тянется целая цепочка их родственных связей. Эти связи заново структурируют ваши представления о мире. Чем больше таких связей, тем активнее когнитивная простота мышления сменяется когнитивной сложностью.

Какие конкретные действия стоят за этим советом:

  • Поставьте перед собой задачу каждую неделю узнавать и запоминать по 3 новых слова . И не просто запоминать, а использовать их в своей устной и письменно речи.
  • Выискивайте и усваивайте слова, которые в разных областях знаний означают разные действия , например, реконструкция здания и реконструкция события. Встретив незнакомое слово, не торопитесь смотреть его значение в словаре. Попробуйте сначала самостоятельно понять, что оно означает, и лишь затем проверяйте правильность своих рассуждений или догадок.
  • Читайте техническую и научную литературу и стремитесь не просто понять, что означает тот или иной новый термин, а также, с какими другими понятиями и категориями он связан.
  1. Расширяйте свой тезаурус

Тезаурус – это ваш индивидуальный словарный запас . Его можно увеличивать за счет практики использования в своей речи синонимов. Синонимами называют слова, отличные по звучанию, но одинаковые по смыслу (примеры: обнаружить и отыскать, исследовать и изучать). Пользуясь синонимами, вы сможете разнообразить свою речь .

Кроме того, синонимы часто означают одно и то же лишь для неподготовленного человека, а эрудит легко объяснит вам разницу, например, между:

  • скалой и горой,
  • тайфуном и цунами,
  • смыслом и значением.

  1. Читайте аналитические статьи и критические обзоры

Такое чтение позволит сопоставлять ваше представление о каком-то вопросе с комментариями компетентных специалистов.

В результате, вы получите три точки зрения:

  • изложенную в первоисточнике,
  • специалиста, разбирающегося в этом вопросе,
  • вашу собственную.

Особенно полезны отзывы критического характера, которые помогут вам увидеть уязвимые места в логике автора анализируемой работы, и самому сопоставить две точки зрения. Такое занятие превращает чтение из пассивного потребления информации в умственную работу, которая называется сравнительным анализом.

  1. Посещайте специальные сайты для повышения эрудиции

Разумеется, речь идет о сайтах, разработанных для профи. Там вы не только сумеете расширить свои знания, но и потренироваться с целью развития умственных навыков эрудита:

  • построения объективной картины мира,
  • критического мышления,
  • сравнительного анализа.
  1. Пишите больше, чем обычные люди

Начните писать тексты на определенную тему. Но не бытовую или популярную, а научную или философско-художественную. Письменная речь позволяет структурировать мысли, укладывает их в определенной логике.

Написанный текст является отражением вашего сознания, поэтому вам легче будет определить, в чем вы достаточно сильны и хорошо разбираетесь, а что пока еще остается зоной вашего ближайшего развития.

  1. Как можно больше читайте!

И пусть это будут не просто книги с занимательными сюжетами. Почитайте описания научных экспериментов, философские рассуждения, серьезную художественную литературу.

Как бы ни подтрунивали над эрудитами разные весельчаки, и как бы пренебрежительно ни отзывались о них снобы, эрудиты всегда остаются востребованными и в рабочей обстановке, и в моменты отдыха.

Недаром одна из важнейших ролей в управленческой команде или проектной группе называется «эксперт» — носитель разносторонних знаний , хорошо ориентирующийся в самых разных областях и потому способный подсказать, где именно надо искать ответы на сложные вопросы, которые встают на пути к командной цели.