Конспект НОД в старшей группе на тему «Подводный мир. Нод в подготовительной к школе группе "подводный мир" Конспект подводный мир подготовительной группе


Название НОД, тема, возрастная группа: Работа в изостудии по теме «Подводный песочный мир» в старшей группе
Вид деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия.
Форма деятельности: Творческая мастерская (рисование, лепка, худ. труд по
интересам) (1 раз в неделю для старшей группы. Обр. программа МБДОУ «ДС №8»)Образовательные области: ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Познакомить с приемами нетрадиционного рисования, расширяя знания о подводном мире, развитие творческих способностей, создание положительного эмоционального фона
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Извлечение из ФГОС ДОТехнические умения
‒ Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умений самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ. Программа «Детство»
Образовательная:
1.Формировать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативности, проявлении индивидуальности, творчества.
2.Формировать умения создавать изображения по представлению, памяти, с натуры; умение анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Развивающая:
1. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
2. Обогащать личный опыт дошкольников, обеспечивать интеграцию между познавательно исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
3. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы.
Воспитательная:
1.Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать у детей трепетное отношение к животным
Оборудование:
(Д.М., принцесса «Песчинка», большая раковина Р.М столы для рисования песком, емкости для мытья рук, влажные салфетки
ТСО ноутбук, презентация).Предварительная работа: Чтение стихов Т. Люшнина «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», В. Берестов «Песочница», Н. Дилакторской «Песочная страна»; игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы», наблюдения на прогулках.
Обогащение словаря: подводный мир, представление о морских обитателях, разновидность водорослей, кораллы.
Ход (организация деятельности):
Дети входят в кабинет и встают за столами с песком. В кабинете включена музыка.
Воспитатель: Здравствуйте дети. Сегодня мы вновь в гостях у принцессы «Песчинки». Давайте вспомним правила поведения в этом царстве».
Дети отвечают: «Нельзя брать песок в рот, бросать его на пол, работать грязными руками, кричать, бегать по царству, нужно вымыть руки после работы».
Воспитатель: Молодцы ребята. Принцесса «Песчинка» рада, что вы помните все правила поведения.Этот домик я могу отыскать на берегу
В нём укрытие моллюска, и хозяин гордый:
«Домик выдержит нагрузку, известковый, твёрдый».
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы побывать в сказочном подводном мире? Познакомиться с обитателями подводного мира.
Сказочный он потому, что мы не знаем, кого можем встретить!
Все девчонки и мальчишки,
Знаем, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там, где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Воспитатель: А как же мы попадем в подводное царство?
Ответы детей.
Воспитатель: Нам поможет волшебная раковина (Звучит релаксационная музыка). Положите на нее свои руки и закройте 1 -2 -3 – все замрём! В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса! Надо только открыть глаза. (Светомузыка и слайд) (Открывают глаза).
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
Воспитатель: Прямо по курсу
Через море океан,
Плывёт чудо-великан.
Кто это? Правильно, это кит, как - будто большой пароход.
Воспитатель: Видите, там, вдали подставляя людям спины. В море нас спасут (дельфины).
Воспитатель: Озорные, весёлые, рыбки. Вот как резвятся. Какого они цвета? Да, морские рыбки бывают разной окраски: жёлтые, синие, полосатые, пятнистые, серебристые…Воспитатель: Как красиво. Что это? Что вам напоминают? На что похоже? На кусты, на деревья, как будто лес под водой. Ребята, это кораллы. Они бывают разные в разных морях и океанах.
Воспитатель: А это что такое вы знаете? Правильно это водоросли. Водорослями питаются рыбы.
А мы продолжаем погружаться все дальше в глубину, здесь уже темнее становится, солнечные лучи не могут пробиться через толщу воды.
- а это кто? Вы знаете? Осьминог. А почему его так назвали, кто-нибудь знает? Оказывается у него восемь ног.
-Я кого - то вижу на дне, кто это?
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
-Конечно это морская звезда. Сколько у неё лучей? Пять. Какого цвета? Правильно красного. А есть такие морские звезды, у которых 50 лучиков.
Воспитатель: В подводном царстве обитают медузы. В воде она напоминает огромный гриб, у которого вместо ножки растет целый пучок длинных щупалец.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько под водой разнообразных животных, рыб. Давайте вспомним, из каких частей состоит рыбка. Воспитатель включает видео на экране слайд с рыбками. Можно ли сказать, что все рыбы одинаковы?
Дети: Нет.
Воспитатель: А в чем вы заметили отличия?
Дети: Все рыбы отличаются по цвету, по форме, по размеру.
Воспитатель: Чем рыбы отличаются от животных? (Живёт в воде, есть чешуя, плавники, хвост, дышит жабрами, а помогает плавать хвост - он, как руль).
ФИЗМИНУТКА «Подводный мир»
Подводный лес качается, Дети изображают водоросли,
Как будто на ветру плавно покачивая рукам
В нем сказочно, таинственно
И в холод, и в жару.
В море выросли цветы, Встают на одно колено, сохраняя равновесие,
Небывалой красоты. Изображая распускающийся цветок
А цветы те не простые:
Лепестки у них живые. сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами
Заблестели ярко струйки,
Серебристые чешуйки. Ходят по группе,
Рыбки разные порхают, руками, имитируя плавательные движения рыб
Словно звездочки, сверкают.
Звезды в небе высоко,
Звезды в небе глубоко. Поднимают и опускают руки в такт словам.
Там сияют, тут сверкают,
А достать их нелегко.
Воспитатель: Итак, начинаем работать (воспитатель работает за большим столом, изображение с которого передается на экран телевизора, дети смотрят, как делает воспитатель, и воспроизводят у себя на столах.) Воспитатель помогает при необходимости и следит, чтобы дети использовали в работе обе руки и рисовали определенными пальцами).1. Для начала очищаем наши столы от песка. Собираем песок в кучку в центре стола. Работаем обеими руками. Молодцы. Сейчас устроим с вами непогоду в царстве: песочный дождь (песок берется в кулаки, руки поднимаются над столом, песок сквозь пальцы «вытекает» подобно струям дождя). Делаем дождь сначала правой рукой, затем – левой, затем – обеими руками сразу. Справились? Молодцы!
2. Сейчас отодвигаем песок в сторону. И засыпаем поверхность стола один слой, чтобы можно было рисовать. Сейчас мы погружаемся в подводный мир. Делаем волны: тремя пальцами рисуем волны слева-направо, по всей поверхности стола. Молодцы. На дне моря у нас лежат камни: круглые, гладкие. Давайте нарисуем их: большими пальчиками обеих рук рисуем камни. Хорошо. Итак, камни нарисовали. Ребята, а как называются подводные растения?»
Дети: «Водоросли».
3. Воспитатель: «Правильно, водоросли. Давайте их нарисуем. Итак, большим пальцем правой руки в правой стороне стола, начиная снизу, от камней, мы ведем к верху стола дорожку, но не прямую, и извилистую. Затем тоже самое делаем большим пальцем левой руки в левой части стола. Итак, вот у нас получились замечательные водоросли. Подводный мир становится все красивее и красивее. Молодцы! Сейчас подошла очередь заселить наш подводный мир. Ребята, а кто живет под водой?»
Дети: «Рыбки, медузы, осьминоги, улитки, черепашки».
4. Воспитатель: «Правильно, вы много знаете о подводном мире. Итак, давайте заселять его жителями. Рисуем рыбку: указательным пальцем рисуем петельку, «выдвигаем губки», сверху и снизу рыбки рисуем плавники, сзади рисуем хвостик. Чем покрыта рыбка? Человек покрыт кожей, а рыбка - …..?»
Дети: «Чешуей».
Воспитатель: «Правильно! Рыбка покрыта чешуей. И именно чешуя делает рыбок блестящими. Давайте ка и нашей рыбке нарисуем чешую: средними пальцами рисуем кружки, не просто рисуем, а начиная с точки, расчищаем песок, пока не получится кружок. И такой «чешуей» нам нужно покрыть все тело рыбки. Работаем пальчиками и правой и левой руки, по очереди. Сейчас давайте нарисуем пузырьки воздуха от рыбки вверх: мизинчиками расчищаем небольшие кружочки.
5.Чтобы нашей рыбке было не скучно, давайте нарисуем ей друга – черепашку! Итак, на камнях рисуем фигуру, похожую на шляпку гриба. Это панцирь черепашки. Сейчас большим пальчиком «отодвигаем» песок от панциря в бок, чтобы получилась голова черепашки. Рисуем ножки черепашки, панцирь украшаем узорами. Так, рисуем. Я иду смотреть – что у вас получилось». Воспитатель подходит к каждому из детей, смотрит что получилось, помогает при необходимости.
Воспитатель: «Молодцы ребята. Сегодня мы потрудились на славу, каждый из нас нарисовал свой собственный подводный мир! Сейчас отряхиваем ручки, идем их мыть. Не забываем убирать за собой рабочее место.
Воспитатель: Пора возвращаться в д/с. Нам поможет волшебная раковина (Звучит релаксационная музыка). Положите на нее свои руки и закройте 1 -2 -3 – все замрём! В д/с попадём.
Вам понравилось? А что было трудным?
Художественно-эстетическое развитие 1. НОД
2. Эстетика быта
3. Экскурсии
4. Посещение музеев 1. Музыкально – художественные досуги
2. Индивидуальная работа
3. Работа в изостудии
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ДЕТСКОМ САДУ НА ДЕНЬ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Примерная сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие детей
мл ср стподгМузыкально-театральная
гостиная 1 раз в 2
недели 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю
Творческая мастерская
(рисование, лепка, худ. труд по
интересам) 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю
Чтение лит. произведений ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно

Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»

Образовательная область: речевая

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Этот загадочный подводный мир!»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Программное содержание:

Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире - об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа: батискаф, акваланг

Материалы и оборудование: глобус; презентация «Жители моря и океана», аудиопособия «Театральные шумы» («Море»); пазлы; картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; игрушки обитателей морей и океанов; голубое полотно с изображением моря.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Вводная часть

Организационный момент

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях , опустимся в его глубины (беру глобус.)

А вот наш помощник. Ребята, это?

Проблемная ситуация (или мотивация)и постановка и принятие детьми цели занятия

Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?

А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Что означает голубая краска на глобусе?

Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок.

Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Разноцветным.

Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Дети садятся прямо на песок.

Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

А, давайте вспомним с помощью чего можно опуститься на морское дно?

Правильно, молодцы.

В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита).

Кто же это?

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же.

- «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

Киты и дельфины - это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

На машине, на поезде, на самолёте, на теплоходе…

С помощью батискафа.

Синий кит.

Дельфин.

У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники - это приспособление к жизни в воде.

Повторяют движение.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная…

Чем питается акула?

Акулы могут напасть на человека?

Как же можно путешествовать по морскому дну?

Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это?

Давайте поиграем с рыбкой. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова?

Чей хвост?

Чьи жабры?

Чьё брюшко?

Чьи плавники?

Чьи кости?

Чья чешуя?

Чьё туловище?

Чьи глаза?

Игра «Без чего не бывает рыбы?».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Олодцы, отпустим рыбку плавать. Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили.

Солнечные лучи пробираются с трудом.

Рыбами, морскими животными.

Нет. У человека нет жабр.

Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Это рыбья голова

Это рыбий хвост.

Это рыбьи жабры.

Это рыбье брюшко.

Это рыбьи плавники.

Это рыбьи кости.

Это рыбья чешуя.

Это рыбье туловище.

Это рыбьи глаза.

Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта).

Физминутка

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями вперёд

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки

Двигаются навстречу друг другу.

Скрестить ладони рук, широко

расставив пальцы в стороны.

А вот это - рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх,

выполняя колебательные движения пальцами рук.

Гостей встречает осьминог.

Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний.

Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

1. Без чего не бывает моря?

2. Какая самая большая рыба в море?

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне?

4. У кого рот на брюхе?

5. Какая собака не лает?

6. На каком коньке нельзя покататься?

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме?

8. Родственник рака?

А теперь давайте поиграем «словами с крабом», проверим, кто быстрее всех правильно и четко сможет три раза повторить скороговорку про карпа и краба, которую мы выучили.

Скороговорка: «В озере карп, а в море - краб».

(Дети по очереди выполняют задание, все аплодируют друг другу.)

Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями.

Что вам понравилось на занятии?

Какие трудности испытывали?

Без воды.

Синий кит.

У камбалы.

У акулы.

Морская.

На морском.

Водолаз.

Рефлексия

«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, у детейлучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Иванова Лариса Никоноровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д\с "Родничок"
Населённый пункт: п.Мокроус, Саратовская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: "Подводный мир"
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД
Тема: «Подводный мир» Подготовительная группа Воспитатель: Иванова Л.Н. Р.п.Мокроус д/с «Родничок» 2015 г.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Возрастная группа: подготовительная. Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Мой город, моя страна, моя планета». Тема НОД: «Подводный мир». Цель: Создать условия для закрепления представлений о морских обитателях и морской фауне нашей страны. Задачи: Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме « Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, координацию движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны, повышать интерес к познанию ее законно; реально участвовать в деятельности по охране природы; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности. Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде(растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателях, плакатов из альбомов « Мир природы», чтение « Морских сказок» С. Сахарова, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире. Ход занятия

Деятельность воспитателя
Вводная часть - Ребята, посмотрите какие ракушки мне прислали друзья с Черного моря. А кто из вас был на море? На каком? А какие еще моря нашей страны вы знаете? Давайте посмотрим на карту нашей Родины – России. Посмотрите, какая огромная наша страна – самая большая в мире. С севера ее омывают такие моря как Белое море, Карское море, Баренцево море и др., а с юга – Черное море, Каспийское, Азовское. - Эта ракушка прислана мне в подарок с Черного моря. Вы наверное слышали такое выражение, что если приложить ракушку к уху, то услышите шум моря. Возьмите по ракушке и послушаем шум моря. Звучит шум моря -Как вы думаете, где мы можем слышать такие звуки? -А какие еще звуки слышны на берегу моря? - А вы хотите узнать о жизни морских рыб и животных? Что для этого нужно? - А чтобы погрузиться в морские глубины нам нужны какие то приспособления. Выберите из карточек те предметы, которые нам нужны и объясните для чего они нам потребуются. - Надеваем маски и акваланги и погружаемся на морское дно. Основная часть Показ небольшого видео о морских обитателях, сопровождающийся
Деятельность детей
Дети рассматривают ракушки Дети рассматривают карту Прикладывают ракушки к уху, слушая шум моря На берегу моря Крики чаек, шуршание гальки Нужно опуститься в морские глубины Дети выбирают из карточек подводную лодку, батискаф, подводную маску, трубку, ласты, акваланг и объясняют их предназначение Надевают маски и акваланги и имитируют движения пловцов подводников
комментариями воспитателя - А каких еще морских обитателей вы видите в морских глубинах? - Присядем на дно морское и расскажем, что же мы знаем о морских рыбах и животных. Вновь включается монитор. Звучит тревожный крик дельфина. -Ребята, а кто это кричит? - Как вы думаете, какие это звуки – радостные или тревожные? Почему? - Что же нам делать? Плывем дальше, подплываем к месту где нет ни одной рыбки. - Вы ничего не замечаете? - Как вы думаете, что же могло произойти? - Вы хотите выяснить что же случилось и где же все рыбы? - Давайте поплывем и поищем рыбок. Воспитатель читает задания: Одна половина детей работает парами с разрезными картинками. По выполнению работы рассказывают о собранных рыбах. Вторая половина (по 2 человека) составляют рассказы по 3 детей читают стихи о рыбах Ответы детей: - Я вижу в морских глубинах….акулу… Предполагаемые ответы: они плавают в воде, имеют разные формы тела, тело покрыто чешуей, дышат жабрами и т.д. Дельфины Тревожные, наверное что то произошло, что то случилось. Давайте поплывем дальше и узнаем, что же произошло. Здесь нет ни одной рыбки и ни одного морского животного Предполагаемые ответы детей: произошел сильный шторм, и рыбы покинули это место; рыбаки выловили всю рыбу; произошла авария на корабле, перевозившем нефть и т.д Да Ребенок находит сундучок. Открываем, в нем ракушка с заданиями Выполнение работы детьми
мнемотаблицам о морских животных. - Ребята, мы выполнили задание, но ничего не изменилось, рыбки не появились. Где же еще можем найти их? Посмотрите, какая большая волна, может под нею они спрятались. Опустим руки поглубже в воду, что мы чувствуем? - Что же с ними случилось? -Как вы думаете, почему? _ Хотели ли вы им помочь? - Я вижу небольшой грот (а вы знаете что такое грот?) - Давайте поплывем туда, там есть воздух, мы можем снять маски и немного передохнуть, а затем поможем рыбкам обрести цвет. - как вы думаете, как же мы поможем рыбкам? - Да, но раскрашивать будем не красками, а цветным песком. Объяснение воспитателем методики раскрашивания цветным песком. - Но перед работой разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. Помощь и подсказки воспитателя в ходе выполнения работы детьми. По окончании работы: - Полюбуемся своими рыбками. Надеваем маски, акваланги, выплываем из грота, опускаем рыбок Дети опускают руки и нащупывают песок, а в песке- рыбки. Они стали бесцветными Версии детей Да. Дети берут по рыбке и плывем к гроту. Подплываем, снимаем маски, положили своих рыбок. Перерыв 10мин. Версии детей: раскрасим красками, гуашью и т.д. Самостоятельная деятельность детей
в море и отправляемся на берег. Заключительная часть - Что вам больше всего запомнилось в нашем подводном путешествии? - Давайте еще раз откроем сундучок. -Посмотрите, какие замечательные блокноты вам дарят дельфины в подарок, за оказанную вами помощь рыбкам. В них вы можете нарисовать свои впечатления о морском путешествии. - Но на первой страничке блокнота давайте нарисуем лесенку в 3 ступеньки, оценим себя, как мы сегодня помогли обитателям моря, какие добрые дела совершили. Поставьте себя на ту ступеньку лесенки, как вы себя оцениваете. Объясните, почему вы так себя оценили? Один из детей предлагает взять с собой сундучок. Ответы детей Самоанализ детей АНАЛИЗ НОД
Непосрпедственно – образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы. НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых поэтапно выполнялись различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. В водной части была организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Здесь был использован словесный метод (беседа о нашей Родине – России, ее бескрайних просторах, о ее морях и реках). В игровой форме было предложено надеть маски и кислородные баллоны и спуститься на морское дно. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия. Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В этой части был применен проблемно- ситуационный метод (крики дельфина о помощи). Дети четко сформулировали эту ситуацию, предложили свое участие в решении проблемы. В ходе решения проблемной ситуации дети в самостоятельно выполняли такие задания, как « Собери картинку морского животного или рыбы и расскажи о ней», работа с мнемотаблицами. В этих заданиях я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. В работе с детьми использовала вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей. В заключительной части НОД дети решили проблемную ситуацию (помогли рыбкам обрести цвет). Дети раскрашивали рыбок цветным песком (нетрадиционное направление изобразительного искусства – рисование цветным песком. Так же, в заключительной части был проведен метод самоконтроля « Лесенка». Дети самостоятельно оценивали себя, поставив себя на определенную ступеньку лесенки, мотивируя свои действия тем, что у него получалось в ходе НОД, что хорошего он сделал во время занятия, что, может где-то не понял и т.д.
В подготовке НОД принимали участие родители воспитанников (изготовляли акваланги, приносили игрушки морских животных, ракушки и т.д.) Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, подгрупповую, групповую. Методы: 1. Словесный (беседы, вопросы к детям, уточнение, поощрение) 2. Наглядно – демонстрационный (показ видео, изображения морских животных, 3. Практический (рисование песком) 4. Метод контроля. Я считаю, что выбранная мною форма организации НОД была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены.

Конспект НОД в старшей группе на тему «Подводный мир»

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

Знакомить детей с жителями морей и океанов, особенностями их строения и поведения. Развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни.

Уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой.

Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи.

Обогатить словарный запас детей (батискаф, акваланг, медуза, щупальца, прожектор, иллюминатор, названия рыб).

Упражнять в подборе прилагательных, составлении коротких описательных рассказов. Воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Развивать воображение, фантазию.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Двигательное развитие

МАТЕРИАЛ : Изображение морских обитателей, водолаза, подводной лодки, аквалангиста и природы подводного мира. Фланелеграф. Шапочки-маски рыбок. Голубая ткань Макет батискафа. Запись шума моря

ХОД:

Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в необыкновенное путешествие (звучит тихая музыка «шум моря») на морское дно. Как вы думаете, кого мы можем увидеть под водой? –

Дети.- Рыб, водоросли...

Да, но в морях и океанах живут не только необыкновенно интересные рыбы, но и животные. .Скажите, чем отличаются рыбы от животных?

У рыб есть плавники, нет ног, нет шерсти, они могут жить только в воде, дышат с помощью жабр....

Вы правы, но в морях тоже есть животные, которые приспособились для жизни в воде. Это киты, дельфины. Эти морские животные, не имеют жабр, а дышат с помощью легких. Чтобы глотнуть воздух, они всплывают на поверхность, когда у них рождаются детеныши, они кормят их молоком, поэтому их называют - млекопитающие. Это очень умные животные, они могут спасти утопающих людей, подталкивая их вверх на поверхность воды, а еще они могут разговаривать друг с другом с помощью звуков. Как вы думаете, зачем этим животным плавники и хвост?

    Для того, чтобы плавать под водой...

Да, эти животные приспособились для жизни под водой. А может ли человек жить под водой? Почему? А что придумал человек для того, чтобы спускаться под воду? (иллюстрации водолаза, подводной лодки, аквалангиста) Рассмотреть костюмы водолаза, аквалангиста. Для чего нужна маска, кислородные баллоны, ласты? Выслушать ответы детей, уточнить назначение.

Вы хотите отправиться на морское дно на батискафе? это маленькая подводная лодка. (Рассмотреть макет) У него есть двигатель и руль, иллюминаторы, прожекторы. Для чего они нужны? Ответы детей.

Прежде чем погружаться я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.

Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).

Я вижу, что вы все умеете плавать, значит, нам можно отправляться в путешествие.

Садитесь поудобнее около иллюминатора, начинаем погружение.

Мы опустились не очень глубоко, здесь светло. Как вы думаете, почему? (- Солнечные лучи освещают воду,..) А вот и морские жители, вы узнали их? (выставить на фланелеграф нарисованных кита и дельфина). Расскажите, что вы знаете о них. (рассказы детей).

    Она голубая, почти прозрачная, красивая, нежная...

А вы знаете, что они бывают очень опасными, бывают ядовитые медузы, кто их коснется, обожжется и может утонуть, если ему не помогут. Так они защищаются от своих врагов. Как вы думаете, кто может быть врагом медузы? Ответы детей.

Мы уже глубоко спустились, стало совсем темно, почему? Что же делать? (включить прожекторы)

Посмотрите, кто это? (Рыба - молот, рыба - пила) Почему их так назвали?

    Потому, что нос похож на молоток, на пилу.

Рыба-молот и рыба-пила - это акулы. Чем питаются акулы? Какие они?

    Они питаются рыбами, могут напасть на человека. Они хищные, опасные, огромные, страшные, злые, голодные...

Да, акулы очень опасные, в их пасти находится до 3000 острых, как бритва, зубов, они расположены в 6 - 20 рядов. Она набрасывается на все что движется.

Плывем дальше. А это что за чудовище? (осьминог) Почему его так назвали? Это не ноги, это щупальца. Для чего они ему нужны? А что за кружочки на щупальцах? Это присоски. С их помощью он добывает себе пищу, присасывается и удерживает ими свою добычу.

А это, что за странные рыбы? (морской конек, морской петух) Почему их так назвали? Как вы думаете, есть ли у них враги?

Эти рыбы тоже придумали, как защищаться. Морской конек может изменять свой цвет, около водорослей он становится зеленым, так он прячется. А своим изогнутым хвостом он цепляется за водоросли, чтобы удержаться на одном месте. А рыба - петух отпугивает хищников своей яркой окраской. Какими словами мы можем сказать про них, какие они?

    Хитрые, необычные, интересные, яркие, разноцветные...

Хотите представить себя маленькими рыбками.

Физминутка.

    Пять маленьких рыбок ныряли в реке

    (имитация рыб).

    Лежало большое бревно на песке

    (развести руки в стороны).

    Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

    (имитация ныряния).

    Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

    (грозят указательным пальцем).

    Третья сказала:- мне хочется спать

    (руки лодочкой под ухо).

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать

    (потереть кистями плечи).

    Пятая крикнула:- здесь крокодил

    (руками имитируют пасть крокодила).

    Плывите скорее, чтоб не проглотил

    (убегают).

    Давайте наденем акваланги и выйдем погулять по морскому дну как эти рыбки. Что сначала мы наденем? (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море).

Вот мы с вами на морском дне, смотрите здесь очень много камней

    Возьмите на память со дна морской камушек. Какие они?

    Гладкие, разноцветные, блестящие... А почему они все такие гладкие?

    Они долго лежали в воде, и вода обточила их острые углы...

Правильно. Есть даже такая поговорка « Вода и камень точит «. Ребята, посмотрите, а это осколок стекла. Откуда он взялся на морском дне? Что может случиться если люди будут сбрасывать в воду мусор или грязную воду?

    Вода станет грязной, и могут погибнуть рыбы и морские животные...

Что мы должны делать для того, чтобы морским обитателям хорошо жилось?

    Не засорять воду, не бросать в нее мусор, очищать воду...

Когда вы вырастите и станете взрослыми, может быть, вы придумаете такую машину, которая бы очищала воду. Что эта машина будет делать?

Нам пора возвращаться на батискаф, а то у нас скоро закончится воздух в баллонах. Снимите акваланги и занимайте свои места. Звучит тихая музыка «шум моря» Пока мы будем всплывать, расскажите, какой морской житель вам больше всего понравился, почему, как он выглядит. А в группе вы сможете нарисовать его и мы сделаем выставку рисунков, чтобы все могли полюбоваться.