Тест по русскому языку на тему "Сложные предложения" (9 класс). Тест по русскому языку на тему "Сложные предложения" (9 класс) Тест "сложное предложение"

Тестовая работа по русскому языку

Сложное предложение 11 класс

Вариант 2

1.Верными являются утверждение :

1) Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, либо, да (и), если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член.

2) Если части сложносочиненного предложения являются вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями, то между ним ставится запятая.

3) Если во второй части сложносочиненного предложения содержится информация о быстрой смене событий, то перед сочинительным союзом и ставится точка с запятой.

4) Части ССП разделяются тире, если они не очень тесно связаны по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя обособленные с помощью запятых компоненты.

5) Если во второй части ССП содержится резкое противопоставление, то перед сочинительным союзом ставится тире.

2.Расстановка знаков препинания соответствует приведенной ниже схеме в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены) , и :

1) Мурзик был деревенской собакой и в Москве среди грохота и асфальта ему было бы трудно жить.

2) Старичок присел к столу покрытому клеенкой в узорах и заглянул в самые глаза Остапу.

3) Морозило крепко и Большая Медведица бриллиантами висела по небу над снежной поляной.

4) Но уже длинные тени легли от садов и дачи дремали мирным послеобеденным сном после долгого летнего дня.

5) В доме опять запели и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

3.Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Лермонтов оглянулся_ и в то же мгновение сверкнул тусклый огонь из пистолетного дула_ и пуля, подвывая, прошла около плеча_ и ударила в стену хаты.

2) А за окном то дождь, то снег_ и спать пора_ и никак не уснуть.

3) Дороги не было видно_ но по сторонам от неё чувствовалось болото_ и из него подымался запах гнилых водорослей и сырых грибов.

4)То хлопнуло где-то_ то раздался вдруг вой _ то словно кто-то прошел по коридору_ то пролетело по комнате какое-то дуновение и по лицу задело.

5) Вставать было рановато_ да и не хотелось вылезать из нагретой за ночь уютной тесноты спального мешка __ и он лежал с закрытыми глазами.

4) Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1)Где вы были вчера вечером и кто позволил вам сегодня войти в мой дом без предварительной договоренности?

2)Первой встречи неясная тревога, и первое робкое признание в любви.

3) Как же я хочу отдохнуть, и насколько мне все надоело!

4) Ночью печально и широко шумело море и было холодно.

5)Конечно, все давно решено и можно спокойно отправляться в дорогу.

5) Тире на месте пропуска ставится в предложении:

1) Ростов не верил своим глазам _ и сомнение это продолжалось более секунды.

2)Мгновение _ и публика опять замерла.

3) Миг упустил _ и отбыл самолет.

4) Ты пришла стремительно и неожиданно красиво _ и все вокруг мгновенно изменилось.

5) Тогда была такая же весна__ да океан шумел все так же неистово и сурово.

6) Верными являются утверждения:

1) Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится, если после второй придаточной следует вторая часть союза (то, так, но и др.)

2) Между однородными главным частями, соединенными неповторяющимися соединительным или разделительным союзом (и, или, либо, да(=и)), запятая ставится.

3) Запятые выделяют придаточную часть сложноподчинённого предложения с двух сторон, если она располагается внутри главной части.

4) Если перед составным союзом находится усилительная или ограничительная частица, то составной союз не расчленяется.

5) Если перед составным союзом стоит вводное слово, то составной союз расчленяется.

7) Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) Алексей Фёдорович оставил великолепный отзыв о моём новом сочинении, которое я посвятила проблеме отцов и детей, и рекомендовал опубликовать работу в ближайшем номере журнала.

2) Все мы часто задумываемся о том, сколько тайн природы ещё не раскрыто и сколько непознанных уголков на нашей планете, постоянно удивляющей живущих на ней своими загадками.

3) Сергей Владимирович прекрасно понимал, что, если прямо сейчас не приобретёт этот редкий словарь, то второй такой возможности у него может и не быть.

4) Возможно, я переменю своё решение, потому что у меня появилось много свободного времени и многие мои дела уже благополучно завершены.

5) Он долго и пристально смотрел в даль, надеясь что вот-вот из-за поворота покажется её автомобиль, и грустил о несостоявшемся счастье.

8) Условия для расчленения составных союзов есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) В саду было скучно несмотря на то что в нём несомненно таились клады где-нибудь под жасминником или серебристым тополем.

2) С тех пор как он приехал в этот город и поступил на службу он стал ненавидеть свою моложавость.

3) Пришёл же он видимо потому что в этот вечер дома ему нечем было заняться.

4) Я плачу от внезапно нахлынувшего счастья от неожиданности предложения и оттого что не могу не плакать.

5) Это произошло совершенно неожиданно именно после того как Раечка уже отчаялась получить разрешение на участие в эстрадно-цирковом представлении.

9) Запятые на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Иногда учителю начинает казаться_ что он_ с тех пор как помнит себя_ никогда не выезжал из Курши_ что зима никогда не прекращалась_ и никогда не прекратится_ и что он только в забытой сказке или во сне слышал про другую жизнь.

2) Баклагин знал_ что_ когда засвежеет_ или придётся штурмовать_ то трусивший или малонаходчивый капитан всегда беспрекословно приказывал то_ что под видом почтительных советов приказывал старший офицер.

3) Капитан лежал на спине, глядя_ как перебегают синие огоньки в потухающем камине_ и чувствуя_ как к нему медленно подкрадывается, туманя голову и расслабляя тело, привычный приступ малярии.

4) Кто он_ откуда он_ чей сын_ как попал в число шумихинских подданных_ каким образом добыл мухояровый, с незапамятных времён носимый им кафтан_ где живёт_ чем живёт_ об этом решительно никто не имел ни малейшего понятия…

5) Характерно_ что независимо от того_ какой будет дождь_ его_ как только он начинается_ всегда называют очень ласково дождиком.

10) Приведённой ниже схеме соответствуют предложения (учтите, что знаки препинания не расставлены):

(), , ().

1)Так ярко звёзд горит узор так ясно Млечный Путь струится что занесённый снегом двор весь и блестит и фосфорится.

2)Чем больше думаю о тебе тем сильнее люблю всё что связанно с нашими встречами и разлуками приобретениями и потерями.

3)Было слышно как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Было что-то в их чувстве что сливало сердца и уничтожало бездонную пропасть которая отделяет человека от человека.

5) Как я ни отбояриваюсь от гонораров от них нельзя отделаться потому что люди не верят в действенность безвозмездных даром доставшихся советов.

11) Верными являются утверждения:

1) Точка с запятой ставится при перечислительных отношениях в бессоюзном сложном предложении, части которого отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены.

2) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части (между частями можно вставить пояснительный союз а именно ).

3) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос, то между частями ставится двоеточие.

4) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения выражает неожиданное действие, явление или быструю смену событий, то между частями ставится тире.

5) На стыке сочинительного и подчинительного союзов в сложном предложении с разными видами связи запятая ставится, если после придаточной части следует вторая часть союза, и не ставится, если вторая часть союза отсутствует.

12) Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Он просил на праздник оставить его дома_ не оставили.

2) А иногда мне, познавшей столько горя, кажется_ всё ещё впереди.

3) Вот приедешь ко мне на день рождения_ я всё подробно расскажу.

4) Какая глушь вокруг_ какая млечность!

5) Варвара прислушалась_ донёсся шум вечернего поезда.

13) Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Любишь этого молодого человека_ скажи ему всю правду о себе.

3) Меня интересует совсем другое_ кто даст правильный ответ на мой замечательный вопрос?

4) Горя бояться_ счастья не видать.

5) Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил.

14) Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) У Иудушки на всё готовы афоризмы: сам запутался- сам и распутывай, любишь кататься- люби и саночки возить, сам заварил кашу- сам и расхлёбывай.

2) Спрашивай не спрашивай_ поздно: ничего не изменить.

3) А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо- трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в сосняке речку, и далёкие горы.

4) Октябрь уж наступил - уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; дохнул осенний хлад- дорога промерзает.

5) Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как приведение, за рощей сосновой луна туманная взошла…

15) Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

В новом справочнике по русскому языку говорилось о системности языковых явлений_(1) и новых направлениях лингвистики, о сложности синтаксических конструкций_(2) и способах передачи чужой речи, и_(3) когда Василина прочитала обо всём этом, она поняла_(4) русский язык, действительно, и удивительно системен_(5) и очень красив.

___, ___, ___ ,____, ___

Сложные предложения с разными видами связи

16) Верными являются утверждения:

1)Предложение с разными видами связи – разновидность сложноподчинённых предложений.

2)Части бессоюзного сложного предложения связаны по смыслу и интонационно.

3)Между частями бессоюзных сложных предложений всегда складываются перечислительные отношения.

4)Сочинительная связь не может быть ведущей.

5)Блок может представлять собой как простое, так и сложное предложение.

17)Определите виды предложений и установите соответствие между столбцами таблицы:

1.Простое осложнённое предложение

Б.Пролом был узкий, но желание свободы было так велико, что Широколобый вывалился наружу, обрушив доски, вбитые между ближайшими столбами (Ф.Искандер).

2.Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями

В.Неизвестно, как бы сложилась судьба Ревуна, если бы через два дня к геологам не прилетел вертолёт.

Г.Геологи не стали готовить пищу на ужин, на все продукты, оставшиеся на кухоньке, занесли в палатку, тщательно зашнуровав створки полога.

3.Сложное предложение с разными видами связи

Д.Очень хочется попристальнее вглядеться в эту женщину и, помня условия игры, уважаемый мой читатель, незаметно понаблюдать за ней.

А____Б__ В___ Г___ Д___

18)Определите виды предложений и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Впереди, метрах в двадцати, виднелась ограда из дубовых досок, и Широколобый понял, что ее надо проломить

1.СПП с последовательным подчинением

Б. Остановившись посреди загона, он внюхивался в воздух, чтобы определить, откуда сильнее запах моря, и именно в этом месте прошибить ограду.

2.СПП с однородным подчинением

В. Слава поспешил дальше, а Игорь повернул домой, чтобы отдохнуть немного и переодеться

3.СПП с параллельным подчинением

Г . Дом, в котором она живет, похож на старинный особняк, хотя он и построен из дерева и ни разу еще не обновлялся

4.Сложное предложение с разными видами связи

А__Б__В__Г__Д__

19) Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1)Весовщик решил, что, если буйвола вернуть первым в коридор, порядок будет легко восстановлен.

2)Мы узнали, что Новый год надо встречать в синей одежде и что когда часы пробьют двенадцать, нужно не чокаться, а повернуться лицом на восток.

3)Ежелев каждый зуб украсил золотой коронкой и поэтому, когда он говорил или улыбался, пасмурная служебная комната наша словно освещалась солнцем.

4)Константинов благополучно сидел у себя в кабинете на третьем этаже, а, поскольку в здании появлялся генеральный директор, то приходили и сотрудники.

5)Все видели, и если никто не останавливался в изумлении, то это лишь потому, что все заняты были самими собою.

20)Определите ведущую связь в сложных предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Я сказал леснику, что приехал поохотиться по совету приятеля, который был в этих местах прошлым летом.

1.Ведущая связь подчинительная

Б. Одно плохо на альпийских лугах: после сильного града травы и кусты до того холодеют, что язык перестаёт чувствовать ядовитость растений.

В. Голос у неё молодо звучит он по телефону, смущая абонентов, которые иногда даже теряются.

2.Ведущая связь сочинительная

Г. Вода в озере тёмная от нависшего леса, а кувшинки покачиваются на длинных волнах, пугая подводным царством, в глубинах которого они народились.

3.Ведущая связь бессоюзная

Д. Неизвестно, чем бы это всё закончилось, если бы на корт не пришли Антоновы.

А __ Б__ В__ Г__ Д__

Ответы вариант № 2:

1) 1,3,4,5

2)1,2,4

3)1,3,4,5

4)1,4,5

5)1,3,4,5

6)1,3,5

7)1,2,4

8)3,4,5

9)3,4,5

10)2,5

11)2,3,5

12)1,2,4,5

13)1,4,5

14)1,3,4

15)1,2

16)2,5

17) A 2,Б 3,В 2,Г 1,Д 1

18)А 4,Б 1,В 4,Г 3,Д 2

19)1,5

20)А 1,Б 3, В 2,Г 2,Д 1 .

Тест на тему «Сложные предложения в 9 классе»

Вопрос № 1


предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений.
предложение с прямой речью.

Вопрос № 2



Зацвели ландыши. напоённые сбегающими с горы ручьями .

Вопрос № 3



Вопрос № 4


Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 8

разделительный
противительный
соединительный

Вопрос № 9


Вопрос № 10

главного и придаточного

Вопрос № 11 и не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены ).

Вопрос № 12 В каком предложении части сложноподчинённого предложения связаны союзным словом?

Мой брат решил, что ему делать.
Мой брат решил, что поедет учиться.

Вопрос № 13
Я зашёл в тот лес, что издалека казался тёмной стеной.

Определительное
Обстоятельственное
Изъяснительное

Вопрос № 14 Определите тип придаточного в предложении.

Чтобы жить честно, нужно быть сильным человеком.

Обстоятельственное причины
Обстоятельственное образа действия
Обстоятельственное цели

Вопрос № 15 Определите вид подчинительной связи в предложении:
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

Однородное подчинение
Последовательное подчинение

Однородное подчинение
Последовательное подчинение

Вопрос № 17
Спокоен я () со мной мои друзья.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 18 Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Настанет ночь () отправимся в дорогу.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 19 Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Поезд ушёл () огни его исчезли.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 20 Какой вид связи отсутствует в данном предложении:
Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что за­боры и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.

Союзная сочинительная
Союзная подчинительная

Бессоюзная

Ответы на Тест «Сложные предложения в 9 классе»

Вопрос № 1 Сложное предложение - это...

предложение, осложнённое однородными членами.
предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений .
предложение с прямой речью.

Вопрос № 2 Какое из записанных предложений является сложным?

Сбежали ручьи, зацвели ландыши.
Ручьи, сбегающие с горы, звенели.
Зацвели ландыши, напоённые сбегающими с горы ручьями .

Вопрос № 3 Какое предложение называется сложносочинённым?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 4 Какое предложение называется сложноподчинённым?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5 Какое предложение называется бессоюзным?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6 Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении?
После обеда туман рассеялся и выглянуло солнце.

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7 Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении на месте скобок?
Вера сказала, что()если он не расскажет всё подробно, она не сможет уснуть.

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 8 Какой союз связывает части сложносочинённого предложения?
Местами зеленели небольшие кустики, да белели стволы карельских берёз.

разделительный
противительный
соединительный

Вопрос № 9 Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?
Все уже были дома к моему возвращению.
Все уже были дома, когда я вернулся.
Все уже были дома, и я вернулся.

Вопрос № 10 Сложноподчинённое предложение состоит из:

главного и придаточного
двух равноправных между собой предложений

Вопрос № 11 Укажите, в каких примерах союз и не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам. Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ОПРОСНИК

(Синтаксис Словосочетание Простое и сложное предложения Пунктуация)

    Укажите словосочетание с типом связи управление:

а) гулять вдвоем; б) написать другу; в) соломенная крыша; г) читать по-русски.

2.Главное слово в словосочетании «идти по лесу» является

а) существительным; б) предлогом; в) наречием; г) глаголом.

    Укажите словосочетание со связью примыкание:

а) посеять рожь; б) волшебная палочка; в) повернуть налево; г) стакан молока.

    Какое слово нужно выбрать, чтобы в словосочетании была связь управление?

Писать___________

а) медленно; б) не спеша; в) ночью; г) в тетради.

5. Укажите двусоставное предложение.

а) Любите и берегите свой родной язык!

б) С далеких гор потянуло свежестью.

в) Нас утро встречает прохладой.

г)Их многому научили в спортивном лагере.

6. Укажите безличное предложение.

а) Не догнать тебе бешеной тройки!

б) Никто не будет забыт на великом празднике Победы.

в)Дом построили в весне.

г) Люблю эти бескрайние равнины с их таинственной тишиной.

7. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) День был пасмурный, невеселый.

б) Снегом замело все дороги.

в) Постепенно и мы начали тревожиться.

г) Будем верить в его порядочность.

8. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) С деревьев падали листья и устилали пестрым ковром землю.

б) Пыль вихрем неслась по дороге и серое облако закрыло весь горизонт.

в) Неудачи огорчали сына но не могли отнять у него веру в успех.

г) Люди вскакивали со своих мест и восторженно аплодировали.

9. Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Ее радовало все и успехи сына в школе и ласковое тепло майского солнца и песни звучащие за окном.

б) Дома никого не было и тревожное чувство шевельнулось в моем сердце.

в) Он сразу понял в каком тяжелом положении оказалась группа.

г) Мама обвела комнату взглядом сына и тут не было.

10. Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены ).

а) Когда дождь прекратился мы решили снова развести костер.

б) Отец отрицательно покачал головой и без сил опустился на стул.

в) Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

г) Ночью все разошлись и сразу же воцарилась грозная тишина.

11. Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены)

а) Мы любили отдыхать в лесу но выбраться на природу удавалось не часто.

б) То целыми днями шел нудный дождь то сыпал мелкий колючий снег.

в) Если все время идти прямо то увидите озеро.

г) Я спасался от вынужденного безделья как только мог читал старые журналы бродил по лесу.

    Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Где согласие там победа.

б) Дверь открывалась тяжело с противным скрипом как бы нехотя впуская в комнату посетителя.

в) Никто не хочет войны все хотят спокойно жить.

г) Все отнято и счастье и любовь.

13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным .

а) Ранняя пташка червячка клюнет, а поздняя и зерна не найдет.

б) Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

в) В те дни, когда стояла невыносимая жара, я начал писать свой первый рассказ.

г) И комар лошадь свалит, если волк поможет.

14. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных.

а) Когда дорога обогнула холм, показалась деревушка, в которой жила наша бабушка.

б) Мы видели, как много сил он тратит на бесцельные поиски, как постепенно им завладевает навязчивая идея.

в) Плохо, если у человека нет чего - то такого, за что он готов умереть.

г) Трудно перечислить все то, чему я научился и что узнал в университете.

15. Укажите предложение с однородным соподчинением придаточных.

а) Удивительно, что пламенная вера наиболее ярко вспыхнула в тех его стихах, которые были написаны в дни тяжелой болезни.

б) Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею.

в) Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.

г) Он встретил своего друга, когда тот вернулся из города, куда он ездил к больному отцу.

16. Укажите сложное предложение, состоящее из трех простых предложений (знаки препинания не расставлены).

а)Тот кто поймает что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге уже перестанет быть обывателем.

б) Вечером буря разыгралась так что нельзя было расслышать гудит ли ветер или гремит гром.

в) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все возможное для ее процветания как прекрасна была бы наша земля.

г) Атлас был очень велик и не влезал в ранец а носить его под мышкой было неудобно.

17. Укажите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

а) Поэт, чтобы тронуть сердца читателей, должен быть искренним.

б) Теперь мне было ясно, что нужно сделать в такой ситуации.

в) Когда поднялось солнце, золотистый свет залил всю комнату.

г) Мы вынуждены были остановиться, потому что дальше пути не было.

18. Какое предложение соответствует данной характеристике:

«Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено однородными сказуемыми»?

а) На станции я забежал в буфет выпить пива и не слыхал третьего звонка.

б) Несмотря на поздний час, в деревне не тушили огня и не спали.

в) Луна стояла над крышей, но ее свет не затмевал звезд.

г) Домик, покрытый соломой, стоял на самом краю деревушки, которая утопала в зелени.

г)

19. Какое суждение о предложении является ошибочным?

Я перестал волноваться, потому что температура у больной девочки немного снизилась.

а) Сложное, состоит из двух простых.

б) Сложноподчиненное, с придаточным цели.

в) Грамматическая основа главной части – «я перестал волноваться».

г) Слово «немного» - обстоятельство меры, выражено наречием.

Ключи

1 – б 5- в 9 – а 13 – в 17 - б

2 - г 6 – а 10 – г 14 – а 18 – а

3 – в 7 - в 11 – в 15 - б 19 - б

4- г 8 – б 12 – в 16 - а

1 вариант.

I. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

Б) или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

3 . Определите вид предложения . Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.

А . простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не

изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

6. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте

общий второстепенный член и запишите полученное предложение. (ОСЕНЬЮ)

7. Прочитайте предложение Выпал снег и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое;
  2. простое предложение.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания

не расставлены):

[Безличное], [двусоставное].

А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.++

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь, и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело, и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос.

Г. Деревья, сбросившие свой наряд , тучи, низко плывущие над землей, дождь, моросящий, холодный - обычные картины глубокой осени, и они милы моему сердцу.

10. Дополните предложение указывая на следствие.

Итоговый тест по теме «Сложное предложение»

2 вариант.

1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

Б. союзного слова

В. сочинительного союза

Г. интонации

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

3. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении.

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

6. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение .

7 . Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое;
  2. простое предложение.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[Безличное], и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы, и, произнося шепотом слова, выполняли, по-видимому, какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело, и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом, и худое лицо казалось прекрасным.

10. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие . …

Тест по теме «Сложные предложения»

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

[неопределенно-личное], и [безличное] ?

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены )

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Тест по теме «Сложные предложения»

Вариант 2

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определенно-личное], и [двусост.] ?

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.

1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.

2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.

4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.

4) Что он не придет, мне было ясно сразу.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

1)8 2) 7 3) 4 4) 6

18. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

2) сложносочиненное предложение

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали что завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.

2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.

3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.

4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.

ТЕСТ "СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

Вариант II

1. Укажите неверное утверждение.

1) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.
2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
3) Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

2. В каком предложении КОГДА является союзным словом?

1) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.

3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.

2) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.

3) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.

4) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.

5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

1) Я знаю, где ты был. 2) Мы любим дом, где любят нас.
3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

4) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.

2) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

3) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

4) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

2) Плохо, что звонят раньше времени. 3) Куда иголка, туда и нитка.

4) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.

2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.

3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!

4) Это произошло в то время, когда никого не было.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.

2) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.

3) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.

4) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.

10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.

2) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

3) Если бы не он, непременно вышла бы драка.

4) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.

11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Скажи ему, что дома никого нет.

2) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

3) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.

4) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.

12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

2) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.

3) Каков привет, таков и ответ.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.

3) Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.

4) Я сделал все так, как указывал Евсеич.

14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.

2) Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.

3) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.

15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.

2) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.

3) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

4) Едва я накинул бурку, как повалил снег.

16. Найдите лишнее предложение.

1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.

2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.

4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.

17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница та по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижнею частью щеки подходил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей.

1)4 2) 3 3) 5 4) 6

18. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?

Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложноподчиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.

2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.

3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.

4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.

20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.

2) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.

3) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.

4) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.

Тест по теме «Сложные предложения»

1. Найдите сложноподчиненное предложение .

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какое предложение соответствует схеме: (),,()?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания .

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

А. Узнайте, пожалуйста,…

Б. С тех пор как мы поселились у озера,…

В. Девушка так мило улыбалась,…

Г. Мне нравятся песни,…

I I вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь..

Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

2. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

8. Какое предложение соответствует схеме: (), , () ?

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

9.Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

А. , (), (). Б. , (), (). В. , , (), ().

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.

12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, что чуть не упал в воду.

Б. …, будто долго жила в Англии.

13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…

Б. Лишь только появилась первая трава,…

В. Я так долго не получал писем от своего друга,…

Г. Я расскажу о книге,…

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1)и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут,(5) под Воронежем, (6)царь нашёл то,(7) что искал.

15.Выпишите грамматические основы предложения

1 )Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар.

2)Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу.

3)Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар.


Тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

Вариант 1

А1. Укажите сложное предложение.

1) Тяжёлая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра.
2) Молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом тумана.
3) Солнце, склоняясь к закату, принимало красноватый свет.
4) Солнце ещё не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом.

А2.

1) Трое суток не смолкала буря, и у нас сорвало обе мачты и все паруса.
2) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
3) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непро­ходимые болота.
4) Парень стоял и стоял, словно в стороне от суматохи.

А3.

1) Дом, который стоял на берегу, принадлежал старому бакенщику.
2) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
3) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
4) Ямщик свистнул, и лошади поскакали.

А4.

1) Известно, что слоны в диковинку у нас.
2) Наступила ночь, и в лагере пришла тишина.
3) Дед был прав: к вечеру пришла гроза.
4) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен.

A5.

Я с жадностью (1) читаю Тургенева (2) и удивляюсь (3) как у него всё понятно (4) просто (5) и по-осеннему прозрачно.

1) 1, 2, 5
2) 3, 4
3) 2, 3, 5
4) 1, 4

В1.

Пойми, что рядом с тобой человек развивается.

В2.

Земля, казалось, во много раз увеличивала силу своего притяжения.

С1.

Вариант 2

А1. Укажите сложное предложение.

1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.
2) Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.
3) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.
4) Моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

А2. Укажите сложное союзное предложение.

1) Несмотря на все невзгоды и трудности, он сохранил в себе что-то детское.
2) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
3) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
4) Горы, освещённые робкими ещё лучами солнца, тумани­лись в нежной дымке.

А3. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.

1) Внезапно раздался голос какой-то птицы, резкий и прон­зительный.
2) Солнце, ярко сверкавшее над степью, постепенно сади­лось за горизонт.
3) Каждый день, часов в девять вечера, к нам приходят гости.
4) Было так тихо, что издалека слышался треск ломающей­ся от мороза земли.

А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.

1) Не знаю, что стало со мною, душа моя грустью полна.
2) Если за день не узнал ничего нового, день прошёл на­прасно.
3) Я надеялся, что эта история скоро забудется.
4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух.

A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ему нездоровилось (1) однако (2) он всё-таки приехал (3) чтобы проститься (4) с друзьями.

1) 1, 3
2) 1, 2
3) 2, 3
4) 1, 4

В1. Выпишите из предложения грамматические основы.

Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?

В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.

Солнечный свет, падавший на листву рядом с кустами шиповника, казался холодным и бледным.

С1. Расскажите о выделительных и разделительных знаках пре­пинания.

Ответы на тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-4
А4-1
А5-2
В1. пойми, человек развивается
В2. выделительные
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-4
А4-4
А5-1
В1. скажи, что сбудется
В2. выделительные