Что такое пдв в экологии определение. Предельно допустимый выброс и их нормы

Расчёт предельно допустимых выбросов (ПДВ)

Предельно допустимый выброс (ПДВ) вредного вещества в атмосферу (т/год, т/сут, кг/год, кг/сут) - это такой выброс вредного вещества, при котором при действии данного источника выброса и совокупности других источников в приземном слое атмосферы не создается концентрация дан-ного вещества, превышающая его предельно допустимую концентрацию (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест, т.е. будет соблюдаться требование:

С Мi + С Фi ? ПДК i

где ПДК i - предельно допустимая концентрация i-гo вещества в приземном слое атмосферы, мг/м 3 ,

С Мi - максимально достигаемая концентрация i-гo вещества в приземном слое атмосферы, мг/м 3 ,

С Фi - фоновая концентрация данного вещества в исследуемой местности, мг/м 3 .

Фоновые концентрации веществ предоставляются учреждениями Госкомгидромета на основе многолетних наблюдений.

Максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ в атмосфере (С м) вычисляются по формуле:

где М - мощность выброса, г/с;

А - коэффициент температурной стратификации атмосферы, безразмерная величина, зависит от местности;

F - коэффициент оседания примесей в атмосфере;

Н - высота источника выброса, м;

m, n, з - вспомогательные коэффициенты;

V j - объем газовоздушной смеси, м 3 /с;

Т - разность температур наружного воздуха и газовоздушной смеси, °С.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) рассчитывается для каждого источника и для каждого вещества. При расчете ПДВ принимаются во внимание среднесуточные предельно допустимые концентрации веществ (ПДК CC). В том случае, если ПДК CC не разработаны, используют максимально разовые предельно допустимые концентрации - ПДК МР или ОБУВ - ориентировочно безопасные уровни воздействия веществ.

ПДВ рассчитывается по формуле:

где М, ПДК, С ф и С м - параметры, указанные выше.

Данные для расчёта:

вещество: SiO 2 ;

агрегатное состояние вещества: пыль;

местонахождение источника: Омск;

мощность выброса: М=45 г/с;

высота источника выброса: Н=60м;

объём газовоздушной смеси: V j =14 м 3 /с;

разность температур наружного воздуха и газовоздушной смеси: ?Т=16°С;

соответствующие значения коэффициентов:

А=200; F=1; m=1,2; n=1,1; з=0,6;

ПДК=0,15 мг/м 3 ;

Принимая С ф =0,1 ПДК=0,1 0,15=0,015 мг/м 3 , имеем:

Таким образом, среднесуточный ПДВ составляет:

Вывод: Так как не будет соблюдаться требование

СМi + СФi ПДКi ,

то на предприятии разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу и снижение экологического ущерба, наносимого предприятием окружающей среде. К таким мероприятиям относятся:

  • 1. Усовершенствование технологических процессов.
  • 2. Модернизация технологического оборудования.
  • 3. Установка пылегазоочистного оборудования.
  • 4. Благоустройство санитарно защитной зоны предприятия.

Расчёт предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ со сточными водами

Величины ПДС определяются для всех категорий водопользователей по формуле:

ПДС=q C ПДС

где q - максимальный часовой расход сточных вод, м 3 /ч,

C ПДС - допустимая концентрация загрязняющего вещества, г/м 3 .

При расчете условий сброса сточных вод сначала определяются значения C ПДС, обеспечивающее нормативное качество воды, а затем определяют ПДС.

Если фоновая концентрация вещества, в водном объекте больше ПДК то ПДС рассчитывается по формуле:

где С ф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта, г/м 3 .

Основная расчетная формула для определения C ПДС имеет вид:

C ПДС =n (C ПДК - С Ф) + С Ф,

где C ПДК - предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта, г/м 3 ,

n - кратность разбавления сточных вод водами водного объекта. Упрощенный расчет параметра n выполняют по формуле:

где Q - расход воды в реке, м 3 /ч,

q - расход сточных вод, м 3 /ч.

Если в сточных водах присутствуют вещества, обладающие кумулятивным действием, то они образуют группы суммации по одинаковым лимитирующим признакам вредности. В этом случае должно выполняться требование:

После достижения этого требования устанавливается

С ПДСi = С i .

Если в результате расчетов выявлено, что концентрация веществ в сточных водах превышает С ПДС, то предприятием разрабатываются мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

Данные для расчёта:

расход воды в реке: Q= 9,5 м 3 /ч,

расход сточных вод: q= 5 м 3 /ч.

Упрощенный расчет кратности разбавления сточных вод водами водного объекта:

C ПДС =n (C ПДК - С Ф) + С Ф,

Взвешенные вещества:

C ПДС = (820 - 40) + 40=1522 мг/л

C ПДС =1,9 (130 - 60) + 60=193 мг/л

C ПДС =1,9 (14 - 0,5) + 0,5=26,15 мг/л

Сульфаты:

C ПДС =1,9 (350 - 60) + 60=611 мг/л

C ПДС =1,9 (15 - 16) + 16=17,9 мг/л

Аммоний-ион:

C ПДС =1,9 (0,5 - 0, 4) + 0,4=0,59 мг/л

Учитывая группы суммации по одинаковым лимитирующим признакам вредности:

Токсикологический: аммоний-ион, фосфаты

Санитарно-токсикологический: нитраты, хлориды, сульфаты

ПДС вычисляем по формуле:

ПДС=q C ПДС

Взвешенные вещества:

ПДС= 1522=3805 г/ч

ПДС= 1934 =482,5 г/ч

ПДС= 26,15 =65,375 г/ч

Сульфаты:

ПДС= 611 =1527,5 г/ч

ПДС= 17,9=44,75 г/ч

Аммоний-ион:

ПДС= 0,59 =1,475 г/ч

Вывод: В результате расчетов выявлено, что концентрация веществ в сточных водах превышает С ПДС, следовательно, предприятием должны разрабатываться мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах:

  • 1. Механическая очистка (удаление взвешенных веществ);
  • 2. Физико-химическая очистка стоков (ввод в очищаемую воду веществ или реагентов в виде коагулята или флокулянта);
  • 3. Биологические методы очистки (Таким образом, происходит очистка вод от загрязняющих органических веществ. Существуют методы биологической очистки, близкие к естественным условиям, и методы искусственной очистки, когда строятся аэротенки, биофильтры, аэрофильтры и т. п., в которых процесс проходит гораздо интенсивнее);
  • 4. Дезинфекция очищенных сточных вод (Дезинфекцию производят после всех стадий очистки, вводя в очищенные стоки газообразный хлор, хлорную известь, а также с помощью электролиза или действием ультрафиолетовых лучей).

Для регулирования качества всей окружающей среды возможен только один путь - введение ПДВ (предельно допустимый выброс) для источников загрязнения и строгий контроль за выполнением этих норм. Согласно ПДВ установлены условия, при которых содержание в приземном воздушном слое загрязняющих веществ от совокупности источников не должно быть выше нормативов качества, которые нужны для населения, а также флоры и фауны данной местности.

Установка ПДВ и контроль

Конкретно для каждого источника, способного загрязнить атмосферу, устанавливается предельно допустимый выброс. Условие таково, чтобы выброс загрязняющего вещества с учётом рассеивания и взаимодействий с другими компонентами не создавал концентраций, влияющих на качество воздуха и превышающих установленную норму. Это касается и отдельных предприятий, и всей совокупности источников, загрязняющих воздух населённого пункта. К тому же обязательно учитываются все перспективы развития предприятий.

России разветвлена, чтобы обеспечивать государственный контроль над всеми загрязнениями, оценивать качество атмосферного воздуха и управлять процессами его очистки путём установления нормы ПДВ. Какие бывают предельно допустимые выбросы? Об этом мы говорим в статье.

Документы

В нашей стране сегодня работает нормативный документ - в атмосфере вредных веществ для населённых мест", в котором перечислены 628 вредных веществ, максимальные, разовые и среднесуточние значения ПДК, класс опасности каждого вещества, лимит показателя вредности. Также есть запретительный раздел для выброса веществ "Б" из-за их чрезвычайной биологической активности. Таких запрещённых веществ тридцать восемь.

При повышенной температуре предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу из одиночного источника, обеспечиваемый концентрацией в приземном воздухе, но который не превышает ПДК, рассчитывается по специальным формулам. Регулирует качество окружающей среды и находится под контролем ПДВ, являющемся технормой, которая научно обоснована. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу из промышленных источников определяются на основе установления и изучения их различных параметров, а также свойств вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу, и атмосферных условий данного момента.

Расчёт допустимых концентраций

Чтобы осуществлять предупредительный санитарный надзор и своевременно предъявлять обоснованные требования ко всем оздоровительным мероприятиям, чтобы точно определять предельно допустимые выбросы (ПДВ), относящиеся к промышленным предприятиям, используются специальные данные расчёта концентраций посторонних веществ атмосфере.

Установлена нормативная величина, чтобы обеспечить охрану воздушной среды от выбрасываемых в атмосферу экологически вредных веществ - это предельно допустимый выброс: объём загрязняющего вещества за единицу времени (каждого отдельного источника загрязнения). Превышение этой нормативной величины и есть превышение ПДК в среде, которая окружает источник загрязнения, что ведёт к самым неблагоприятным последствиям и для окружающей местности, и для здоровья населения, там проживающего.

Законодательство

В томе "Охрана атмосферы" оформляются результаты работы, которую выполняют головные ведомственные организации, там же вносятся предложения по поводу того, каким должен быть предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), а также ВСВ - временно согласованный выброс - для предприятия. Во "Временной методике нормирования" содержится структура этого тома.

Все промышленно развитые страны имеют природоохранные законодательства, преследующие цели ограничения загрязнений атмосферы и окружающей среды. В России принят Закон "Об охране атмосферного воздуха", где представлены нормативные показатели ПДВ, ПДК и ВСВ (временно согласованные) вредных веществ. Разработка планов мероприятий, охраняющих воздушный бассейн, основываются на результатах измерений.

Затем последние отражаются в статистической отчётности (форма №2-тп - воздух), используются при вычислении нормативов, где отображается предельно допустимый выброс вредных веществ. Это является неотъемлемой частью обеспечения работы производства и гарантирует объективность фискальных санкций - платежей за выбросы. К тому же необходимы достаточные и рациональные инвестиционные затраты, чтобы соблюдать экологические требования в дальнейшем, учитывая социальные и финансовые цели производства.

Действующие мероприятия по охране чистоты атмосферы

Для каждого действующего предприятия разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Это обуславливает необходимость мероприятий, гарантирующих утилизацию нефтеотходов, проведение экологической паспортизации предприятий, а также комплексные геоэкологические исследования территории нефтедобычи и всех зон воздействия предприятий нефтедобычи.

Когда проектируются новые и реконструируются действующие предприятия, для каждого из них разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу вредных веществ. Понятие ПДК в этих нормах выражается в среднегодовых допустимых концентрациях (СДК), которые и позволяют обосновать объемы предельно допустимых выбросов радиоактивных изотопов, например, во внешнюю среду.

ПДК в почвах

Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в почвах весьма трудно установить. Среда почвенного покрова менее подвижна, чем воды поверхности и атмосфера, поэтому аккумуляция химических соединений, поступающих в почву, происходит долго.

По этой причине основной фактор, определяющий ПДВ для предприятия или группы предприятий, касается времени работы, требующегося для накопления выбросов до уровня ПДК. Тем не менее, почва постоянно находится в активном микробиологическом процессе, там протекают физические и химические процессы, которые трансформируют посторонние вещества, поступающие в почву, и глубина и направление здесь не определяются однозначно.

Разный подход

Что касается проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), то с его помощью можно контролировать только организованные выбросы вредных веществ, и составляется он так, чтобы соответствовать данной местности. Деление выбросов на организованные и неорганизованные требует разного подхода к учёту и контролю.

Например, внедрённые новые системы газового обогрева и даже замена уже существующих систем, работающих на горячей воде или паре, тоже экологически небезопасны. Сжигание природного газа даёт оксиды азота и монооксид углерода. Даже на сжигание газообразного топлива повсеместно существуют нормативы предельно допустимых выбросов.

А, например, на химических предприятиях зачастую не удаётся соблюсти концентрацию вредных веществ выброса. Тогда вводится снижение выбросов поэтапно, на каждом обязательно устанавливаются временно согласованные (ВСВ). Число этих выбросов должно соответствовать нормативным показателям, принятым для предприятий с аналогичными мощностями.

Результаты контроля фигурируют в каждом квартальном и годовом отчёте. Кем устанавливаются предельно допустимые выбросы? Есть такая организация - Госкомгидромет, которая и составляет все графики по нормам содержания вредных веществ в выбросах предприятий. 

На страже народного здоровья

Нормальные санитарно-гигиенические условия в производственных помещениях и на всей территории предприятия, а также в населённых пунктах допускают содержание вредных веществ, что не превышает нормативов предельно допустимых выбросов. Для безусловного соблюдения ПДК и делается проект предельно допустимых выбросов для каждого предприятия и каждого вещества.

Существуют Законы РФ: "Охрана окружающей природной среды", "Эпидемиологическое и санитарное благополучие населения" и "Охрана атмосферного воздуха", согласно которым сброс и выброс вредных соединений, захоронение отходов производится только на основе разрешения, которое выдают специальные уполномоченные государственные органы. Разрешение учитывает все нормативы ПДВ и ПДС (выбросов и сбросов), а также множество других условий для бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.

Условия составления проекта

Любое предприятие, имеющее даже единственный источник вредоносных выбросов, должно иметь прект нормативов ПДВ. Если на маленьком заводике есть хоть одна слабо дымящаяся труба, этот документ для функционирования завода обязателен. Природоохранное законодательство РФ регламентирует необходимость разработки такого проекта.

Предельно допустимый выброс пересматривается один раз в 5 лет, и проект действует строго в течение этого времени. Особые условия могут продиктовать более ранний пересмотр ПДВ. Например:

  • экологическая обстановка на территории поменялась;
  • количество источников выбросов изменилось: появились новые или убраны существующие;
  • сменена предприятия и применяемые на нём технологии изменились.

Если не соблюдены установленные нормативы, предприятию придётся оплачивать всё, что превосходит предельно допустимые выбросы. Разработку проекта ПДВ, эту сложную и ответственную задачу, всегда выполняют профессионалы.

Разработка ПДВ

Основополагающие моменты следующие:

  • Все имеющиеся в составе объекта источники вредных выбросов подвергаются инвентаризации. Составляются списки всех источников и выбрасываемых ими загрязняющих веществ.
  • Согласовывается стоимость и сроки выполнения работ. Оформляется договор относительно разработки и согласования ПДВ.
  • Проект ПДВ проходит согласование в государственных инстанциях.
  • Получение предприятием разрешения на предельно допустимые выбросы в атмосферу.

Мероприятие это не только сложное, но и очень ответственное. В случае невыполнения или неправильного выполнения разработки тома ПДВ, предприятие подпадает под строгую административную ответственность: ему грозят высокие штрафы и даже приостановка работы до девяноста дней.

Инвентаризация источников выброса (первый основополагающий момент) преследует следующие цели:

  • выявление и достоверный учёт всех источников загрязнения окружающей среды в зоне расположения предприятия;
  • установление местонахождения источников, объемов и состава выбросов;
  • учёт поступлений вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.
  1. Аннотация.
  2. Введение.
  3. Сведения о данном предприятии.
  4. Характеристика данного предприятия с точки зрения источника атмосферы.
  5. Произведение расчётов и определение основных нормативов ПДВ.
  6. Список мероприятий по регулированию выбросов, если неблагоприятны.
  7. Установление контроля за исполнением всех нормативов на предприятии.

Необходимая документация для разработки проекта ПДВ:

  • Кратко подаётся информация о производстве, структуре и штатах предприятия, описывается назначение и характеристики всех объектов (как производственных, так и коммерческих подразделений, цехов, участков, бригад, отделов, офисов, сооружений, зданий и так далее).
  • Подробные реквизиты предприятия. Схема-карта предприятия, а также ситуационная схема-карта расположения.
  • Свидетельство о регистрации государством юридического лица.
  • Свидетельство собственности на землю, помещения, здания, сооружения или договор аренды на всё это.
  • Расходная справка о сырье и материалах за год.
  • Список технологического оборудования.
  • Подробное описание всего технологического процесса.
  • Информация о наличии ПГУ (пылегазоочистного оборудования), копия паспорта на ПГУ, на его производительность и так далее.
  • Схема системы вентиляции и кондиционирования с точными данными о диаметрах и высоте труб, марках вентиляторов и их производительности, количество часов их работы в сутки и так далее.
  • Справка относительно транспортных средств, находящихся на балансе данного предприятия, с указанием количества, марки, а также мест их стоянки или хранения, мест их технического обслуживания и ремонта.
  • Квалификационные аттестаты экологического образования ответственных за экологию данного предприятия.
  • Предшествующий проект выбросов вредных веществ (если предприятие не новообразованное).

Расчёт нормативов ПДВ

Для расчёта ПДВ существуют соответствующие общепринятые формулы. Для понимания того, как устанавливаются нормативы ПДВ, нужно знать основные факторы, которые характеризуют рассеивание выбросов:

  • климат и особенности атмосферы;
  • местоположение источников загрязняющих выбросов;
  • ландшафт и его особенности;
  • физико-химические характеристики выбросов;
  • диаметр устьев труб;
  • расстояние устьев труб от земли.

Контроль нормативов

Контроль соблюдения данным предприятием всех нормативов ПДВ - один из самых важных разделов проекта. Этот раздел можно подразделить на две части: контролирование непосредственно источников загрязнений по нормативам ПДВ и контролирование границы с близлежащей жилой зоной.

Составляют проект нормативов ПДВ высококлассные специалисты с опытом работы на предприятиях различного профиля, которые учтут все установленные регламенты и составят все разделы проекта правильно.

Таким образом, производится контроль неблагоприятного воздействия деятельности - хозяйственной или иной - физических и юридических лиц на территории, прилегающие к данному предприятию, а также атмосферу и водные запасы, в том числе и грунтовые. Предельно допустимые нормы выбросов здесь, конечно, не одинаковы, и проект учитывает это.

Контроль за соблюдением и достижением выработанных для проекта нормативов предельно допустимых выбросов может производиться и самим предприятием, имеющим собственный производственных контроль, но чаще всего надёжнее поручить это Департаменту Росприроднадзора, который осуществляет государственный контроль.

Согласование проекта

Согласовывать составленный проект предстоит в Роспотребнадзоре и многих других инстанциях. Этапы этого пути следующие:

  • обязательное получение экспертного заключения на проект ПДВ в соответственных государственных инстанциях;
  • получение санитарного и эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре;
  • экспертиза и согласование в Росприроднадзоре проекта ПДВ.

Таким образом будут соблюдены нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в почвы, воды и воздух. Каждое предприятие - стационарный источник такого загрязнения. Проект ПДВ будет работать правильно только в том случае, если будут учтены все технические нормы, а также фоновое загрязнение, не будут превышены экологические и не будут допущены критические нагрузки на всю экологическую систему данной территории.

Зачем и кому нужен проект ПДВ, что будет при его отсутствии, все это рассказано в соответствующем разделе, Проект ПДВ - что это? Здесь же сосредоточимся на его разработке.

Разработать Проект нормативов ПДВ для ИЗА (источников загрязнения атмосферного воздуха) самому своими силами с ноля – долго и трудно, но все же возможно . От вас потребуется внимательность, терпение, наличие расчетных методик, MS Excel или аналог и УПРЗА (унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы). Кроме того, необходимо читать и пользоваться нормативной и методической литературой, так как: объемы справочных данных огромны и нельзя написать инструкцию, которая полностью подойдет каждому конкретному предприятию.

Создавая инструкцию , мы подразумевали, что пользоваться ей будут, в основном, экологи предприятий, поэтому мы пропускаем вопросы по получению исходных данных (характеристик оборудования, высот труб, кол-во топлива и пр.), все это можно запросить, либо найти в документах.

Шаг 1. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)

Для начала нужно определиться с перечнем источников выброса ЗВ (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. Определиться с типом источников: организованные, неорганизованные и т.д. Важно помнить , что почти любой технологический процесс ведет к выделению вредных веществ в атмосферу! Перечень источников в Проекте должен быть исчерпывающим. Чтобы ничего не пропустить, можно пройтись по всей территории предприятия. В разделе Проект ПДВ - что это? приведен список возможных источников загрязнения атмосферного воздуха, если у вас они есть, то включите их в свои расчеты.

Для организованных источников также нужно будет узнать высоту ИЗА, диаметр выходного отверстия, скорость выхода, температура газо-воздушной смеси (ГВС) и производительность вытяжной системы (м3/сек).

Всем организованным источникам выбросов присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001. Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации.

При появлении нового источника ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. При этом нужно учитывать, что Проект нормативов ПДВ для ИЗА разрабатывается на 7 лет (за некоторыми исключениями), поэтому в него следует включить даже те источники, которые в этом году у вас не функционируют, а в следующем, например, будут.

Для строительных площадок также требуется разработка проекта ПДВ , но разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается на период действия разрешения на строительство.

Если у вас запланировано введение нового производства или появится техника на балансе уже после согласования Проекта, то лучше всего их сразу учесть при разработке , иначе может потребовать перерасчет и новое согласование.

Инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) может проводить само предприятие своими силами, либо привлекать сторонние организации-разработчики.

Шаг 2. Работа с источниками загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)

После проведения инвентаризации ИЗА, полученная информация о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену, количестве сожженного топлива, используемого на тепловых источниках выброса и т.д, позволит провести расчеты выброса загрязняющих веществ по расчетным методикам.

Ежегодно ОАО «НИИ «Атмосфера» выпускается «Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Там представлен отраслевой список расчетных методик и программных продуктов на их основе, расчеты по которым принимаются надзорными органами.

В основном, расчетные методики можно скачать бесплатно на просторах интернета, использовать специальные программы для расчетов удобно, но это платное удовольствие.

У тех, кто только начинает делать первый проект на данном этапе может возникнуть много вопросов по расчетам выбросов и самим методикам. Если что-то не понятно или не можете что-то найти, пишите на эл. почту или Вконтекте, нам - Контакты , мы постараемся вам помочь.

Шаг 3. Расчет рассеивания ЗВ. Вариант исходных данных

На основе полученных характеристик выброса ЗВ необходимо провести расчет рассеивания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновых и климатических параметров. Вручную осуществить эту работу становится невероятно трудно, а неподготовленному человеку просто невозможно.

Единственный утвержденный в законном порядке методический документ для проведения таких расчетов создан еще в советские времена - это ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий».

ОНД-86 - методика очень объемная и сложная, и она не содержит четкого алгоритма расчета рассеивания, а лишь дает рекомендации для его проведения. Именно поэтому создаются так называемые УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы. На сегодняшний день, экологами-разработчиками используется целый ряд действующих УПРЗА, основанных на положениях ОНД-86 и рекомендованных (в обязательном порядке!) ГГО им. А.И. Воейкова и Минприроды России .

C чего начать работу в УПРЗА? Для начала следует убедиться, что в наличии есть все необходимые сведения. Помимо данных о предприятии, нужно заказать справочные данные в Росгидромете о климатических характеристиках района (сведения о преобладающих скоростях и направлениях ветров, средних температурах в летний и зимний периоды, информация о коэффициенте температурной стратификации атмосферы).

Данные о климате, можно найти самостоятельно в справочниках, однако не все надзорные органы согласны с этим.

Создание варианта исходных данных. Полученные в ходе инвентаризации источников выбросов данные о предприятии-природопользователе и об источниках необходимо внести в программу. Эти данные включают в себя наименование, район, город и место расположения предприятия. После ввода информации о предприятии переходим к добавлению источников выброса: вводим название источника и выбираем его тип (организованный, неорганизованный и т.д.), задаем высоту, температуру и диаметр выходного отверстия источника, если источник организованный, вводим параметры газовоздушной смеси, если неорганизованный – ширину источника.

Убедитесь, что все выбрасываемые предприятием вещества присутствуют в справочнике веществ и групп суммации программного пакета. Если в выбросах есть новые вещества, воспользуйтесь Перечнем и кодами загрязняющих веществ и внесите их в программу.

Введите информацию о радиусе нормативной СЗЗ (это необходимо в случае, если построение СЗЗ будет вестись не от границ промышленной площадки, а от источников выбросов). При введении веществ и их концентраций обратите внимание на занесение всех характеристик газоочистных установок , если они есть.

Карта-схема. При занесении координат источников вам потребуется карта-схема промышленной площадки с источниками в целочисленном масштабе, лучше всего уже оцифрованная и привязанная к нужной системе координат. Вы можете использовать для этого карты, созданные в AutoCAD, либо отчертить карту на основе растровой подложки непосредственно во встроенном графическом модуле. Вообще способов связки картографического материала с базой данных множество (но нужно учитывать, какие именно форматы поддерживает ваша программа), можно использовать наиболее удобный для вас.

Шаг 4. Расчет рассеивания ЗВ. Вариант расчета

Следующая операция - создание варианта. В новом варианте появляется несколько вкладок. Рассмотрим их подробнее.

Первая вкладка - Источники, вещества, фон . Проверив наличие всех внесенных нами ранее веществ в источниках выбросов, вводим информацию о постах наблюдения фоновых концентраций.

Когда нужно учитывать фон? В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб, 2012, если приземная концентрация ЗВ в атмосферном воздухе, формируемая выбросами этого вещества данным хозяйствующим субъектом, не превышает 0,1 ПДК на границе ближайшей жилой застройки в зоне влияния выбросов данного субъекта, то учет фонового загрязнения атмосферы для данного вещества не выполняется.

В тоже время в некоторых регионах (в том числе в г. Пермь) при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы руководствуются п. 4.2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01, в соответствии с которым учет фоновых концентраций требуется для тех веществ, приземная концентрация которых в атмосферном воздухе, превышает 0,1 ПДК на границе производственной площадки .

Внимательно отнеситесь к выданной справке по фону. Возможно, полученные концентрации фонового загрязнения уже включают выбросы вашего предприятия - тогда они будут учтены в расчете в двойном размере. Необходимо исключить вклад вашего предприятия в фоновое загрязнение перед внесением информации о посте наблюдения.

Вторая вкладка - Константы и метеопараметры . В метеопараметрах можно создать свой набор, но лучше всего воспользоваться предустановленным уточненным набором. Е1 и Е2 - константы, в соответствии с которыми источники делятся на определяющие и неопределяющие. По умолчанию их значения задаются равными 0,01, и менять эти значения не имеет смысла. А вот константа Е3, отвечающая за целесообразность расчета для каждого из веществ, довольно спорная величина.

  1. По умолчанию она задается в размере 0,01 согласно рекомендациям ГГО им. А.И. Воейкова
  2. Однако разработчики Методического пособия считают, что лучше использовать коэффициент 0,1 .
  3. В то же время Росприроднадзор в своем Информационном письме по вопросу применения ряда разделов Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб., 2012 г. рекомендует принимать Е3 в размере 0,05 .

Третья вкладка - Точки, площадки, вкладчики , сначала необходимо определиться с количеством и координатами расчетных точек. Обязательно создаются точки на границах жилой зоны и СЗЗ, а также на территориях зон с повышенными экологическими требованиями.

На территориях зон с повышенными экологическими требованиями верхняя граница максимальных приземных концентраций не должна превышать 0,8 ПДК (согласно СанПиН 2.1.6.575-96 Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест).

Расчетные точки правильнее всего задавать вручную, тщательно отбирая необходимые точки на карте-схеме. При задании параметров расчетной площадки рекомендуется выбрать не автоматическое, а полное описание площадки. Для этого придется потрудиться, зато карты рассеивания будут отличные.

Расчетную площадку выбирайте так, чтоб было видно все расчетные точки. Для «горячих» источников площадка берется в размере 40 высот труб во все стороны от источника. Шаг сетки инспекторы рекомендуют задавать не больше размера ориентировочной СЗЗ.

Перейдя к вкладке «Вкладчики» и выбрав необходимые параметры, не забудьте щелкнуть по строке вкладчика, чтобы сделать задание на вклады.

Четвертая вкладка - Расчет . Выбирайте расчет на летний сезон как самый опасный с точки зрения рассеивания, если только ваше предприятие не относится к категории теплоэнергетических. Итак, подготовительные работы завершены и, нажав заветную кнопку «Произвести расчет», мы можем увидеть карты рассеивания. Откройте графическое представление результатов и с помощью кнопки «Печать» сохраните полученные карты. Нажав кнопку «Печать таблиц» во вкладке «Результаты», вы получите готовый расчет рассеивания в табличной форме.

Мы надеемся, что приземные концентрации веществ вашего предприятия не нарушили установленных норм!

Шаг 5. Пояснительная записка

После всех расчетов из программ выгружаете результаты и формируете пояснительную записку, в нее обязательно должны быть включены следующие разделы:

Аннотация. В аннотации к проекту нормативов ПДВ отражены основные результаты проведенной работы с указанием:

  1. Общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
  2. Количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
  3. Числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
  4. Сравнительного анализа, при наличии предыдущего тома ПДВ;
  5. Величина валового выброса предприятия.

Введение. Во введении приводится перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.

Общие сведения о предприятии. В этом разделе приводят:

  1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.
  2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

Характеристика предприятия как источника атмосферы. В состав раздела входят:

  1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
  2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа , укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
  3. Перспективы развития или технического перевооружения предприятия.
  4. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, в виде таблицы.
  5. Характеристика аварийных выбросов (при наличии) в виде таблицы. Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
  6. Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ . Состав раздела включает:

  1. Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы.
  2. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.
  3. Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы, в виде таблицы.
  4. Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу. Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  5. Указание размеров санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ). Состав этого раздела должен содержать:

  1. План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
  2. Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ.

Контроль над соблюдением нормативов на предприятии. Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля над соблюдением ПДВ (ВСВ). Контроль над соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

  1. Контроль непосредственно на источниках выбросов.
  2. Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.

При контроле над соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ, подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. План-график контроля над соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы.

Контроль над соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы.

Шаг 6. Сдаем Проект на согласование

Формируете, распечатываете Проект нормативов ПДВ для ИЗА и сохраняете копию на электронный носитель.

В бумажном виде подготавливаем:

  1. Пояснительная записка (из Шага 5);
  2. Инвентаризация ИЗА;
  3. Обоснованием полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ;
  4. Результаты расчетов рассеивания вместе с полями рассеивания загрязняющих веществ, с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций;
  5. Протоколы инструментальных измерений на источниках (при наличии);
  6. Письмо о фоновых концентрациях от Росгидромета;
  7. Паспорта на топливо, паспорта на котлы котельных и пр.

В зависимости от того относится ли предприятие к объектам федерального экологического контроля или регионального, меняется государственный орган, выдающий разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Но в любом случае объект проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу, рассматривается в Роспотребнадзоре и получает утвержденные нормативы в органах Росприроднадзора.

Если предприятие относится к объектам федерального экологического надзора, то нужно отдельно согласовать мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ ) в регионального органе экологического надзора.

Проект нормативов ПДВ для ИЗА и утвержденные нормативы выброса загрязняющих веществ в атмосферу действуют 7 лет .

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку проекта нормативов ПДВ или проведение расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере пишите в наш адрес, наши Контакты .

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов , также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР , либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух - это норматив, устанавливаемый для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования, отражающий максимально допустимую массу выброса каждого вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности оборудования, пробега транспортных или иных передвижных средств и др.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусматривается установлениеследующих нормативов выбросов:

  • технического норматива выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;
  • предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух

Технические нормативы выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и технологических процессов устанавливаются Ростехнадзором.

Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии до момента принятия - Ростехнадзором.

Под предельно допустимымвыбросом (ПДВ) следует понимать:

  • норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферыпри условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;
  • норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/си т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях.
  • ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимый выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.

При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды их воздействий на организм человека:

  • независимое действие веществ;
  • суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;
  • сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;
  • антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.

Под временно согласованным выбросом (ВСВ) следует понимать временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.


Основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу может являться:

  • превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК);
  • наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) в настоящее время.

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

  • проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и
  • данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу базируется на применении следующих основных правил:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.

Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.

Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ)с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий - аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливается на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.

Правило 5. При установлении норматива ПДВи лимита ВСВ следует учитывать:

  • физико-географические и климатические особенности местности;
  • расположение промышленных площадок;
  • расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;
  • перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;
  • значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ независимого действия их максимальная концентрация Сi Сiф (на расстоянии до двух метров от поверхности земли) не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДКi , т.е. Сi + Сiф меньше или равно ПДКi или

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе суммации ("iIIгр.с), их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе неполной суммации или потенцирования, их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф и установленного коэффициента комбинированного (совместного) действия Ксд должны удовлетворять следующему условию:

Для установления нормативов предельно допустимых выбросов используются максимальные разовые предельно допустимые концентрации ПДКiмр. При отсутствииустановленных максимальных разовых концентраций допускаетсяпроизводить их оценку по значениям среднесуточных предельно допустимых концентраций ПДКiсс как

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ. В запросе запроса о фоновом загрязнении атмосферного воздуха указывается:

  1. Запрашивающая организация, ее ведомственная принадлежность, почтовый адрес.
  2. Район, для которого требуется определить значение фона.
  3. Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.
  4. Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки.
  5. Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).
  6. Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность