Урок «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Урок "правописание приставок при- и пре-" Читаем предложения, записанные на доске

Открытый урок-игра по теме «Правописание приставок пре- и при-».

Цели урока:

  • создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
  • повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
  • усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
  • различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
  • развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.

Орфография слова есть биография слова.

В.П.Шереметевский

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, на сколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.

На партах лежат карточки, определяющие ваше настроение на начало нашего урока, покажите с каким настроем вы пришли на урок.

Вначале нашего урока проведём игру «Составь предложение»

Я вам читаю лексическое значение слова, а вы определяете название этого термина

· Наука, изучающая орфограммы, называется? (Орфография)

· Что составляет лексикон человека? (слова)

· Синоним слова кушать? (есть)

· Жизненный путь человека? (биография)

· В именительном падеже - (слово),

В родительном падеже - ? (слова)

Давайте прочтем эпиграф урока.

Как вы понимаете слова В.П.Шереметевского?

Тема сегодняшнего урока - «Повторение изученного». Повторять материал можно по-разному. Вот и мы с вами отправимся в путешествие по стране, которой нет на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Это страна Орфография. А как зовут жителей этой волшебной страны? (ответ - орфограммы)

Правильно, орфограммы. Конечно, мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Сегодня мы навестим только те, которые изучили в разделе «Словообразование». Какие орфограммы мы изучили в этом разделе? (ответ учащихся)

1. Читаем предложения, записанные на доске.

А) Дубровский со своим кучером поймал двоих и привел их связанных к себе во двор.

Б) Пришли они в город. Привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки.

Учитель: - Откуда эти строки? Почему слова выделены?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа в тетради.

Число, классная работа.

Тема: г ласные в приставках пре- и при-.

Выписать выделенные слова: привел, пришли, привели.

Учитель: - В приставках в безударном положении гласные произносятся одинаково. Среди этих приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове.

Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставка при-? Верно, приближение.

4. Добавьте слова, обозначающие приближения:

Человека, самолета, лодки;

К станции поезда, к поверхности Земли;

Зайца, черепахи.

Учитель: Запишем эти слова у доски и в тетради в столбик, выделим в них приставки.

Вспомните случаи написания приставки пре- и при-.

Давайте закрепим правописание этих орфограмм

1 задание «Лови ошибки»

Нам ребята с вами пришло вчера письмо от Клавы Ошибкиной, она рассказывает нам сказку.

Давайте его прочтём. А письмо с ошибками! Исправьте буквы в приставках и сверьте с оригиналом

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.

По количеству ошибок, допущенных в письме, поставьте оценку за работу в свой лист достижений.

2 задание

Игра «Одно словечко».

Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

1)Расположенный у берега. (Прибрежный ). 2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ). 3)Участок около школы. (Пришкольный ). 4)Очень старательный. (Прилежный ). 5)Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать ). 6)Человек с большими капризами. (Привередливый ). 7)Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться ). 8)Вызывающая восхищение, красивая. (Прекрасная ). 9) Немного открыть окно. (Приоткрыть ). 10) Расположенный у дороги. (Придорожный ).

Проверьте!

Результат работы занесите в свой листок.

3 задание «Допиши словечко»

Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.

Час обеда (…),

Топот по двору раздался.

Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.

Здравствуй, князь ты мой (…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (…).

(…) к нему рыбка, спросила:

А сейчас я вас прошу выполнить упражнение на развитие внимания. Быть внимательным для нас очень важно. Предлагаю игру «Внимательность»

Задание: вычеркните все буквы Е и подчеркните все буквы И.

Октябрь - первый суровый месяц холодного северо-восточного ветра - листобоя. Видимо и невидимо, днем и ночью, стаями и в одиночку, от реки до реки, от куста к кусту,от поля до поля летят перелетные птицы севера до экватора, до Нила, до Ганга, до рисовых полей Индии и Бирмы.

(Пояснение: это тест на определение объема и переключение внимания “корректурная проба”. Коэффициент внимания определяется делением количества строчек на число ошибок. Если ошибок нет, количество строчек делится на 1. Упражнение позволяет учащимся сосредоточиться на буквах И-Е, что в дальнейшей работе позволит им быть более внимательными и лучше запомнить материал.)

Вы работали 50 секунд и сосредоточили свое внимание на буквах

Учитель предлагает сочинить сказку, используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Учащиеся по очереди придумывают предложения, связывая их в текст. И вот результат совместного творчества:

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

Тем учащимся, кому понравилась наша идея, предлагаем дома продолжить сказку.

Следущее задание - (у доски)

Шарады

Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное.

прилагательное

Из писка птиц мой первый слог возьмите.

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

пироги

Приставка из слова пришел , корень из слова колотушка , суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.

приколотили

Хорошо! Молодцы!

Послушайте стихи, касающиеся данных выводов:

Присоединение:

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело,

Пишем мы при , говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

Приближение:

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

В слове придет, прилетит, приплывет

Пишется при непременно.

Нахождение вблизи чего-то, около:

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Неполное действие :

Посмотри, если чуть-чуть, то пишется И.

Диктант-игра "Четвертый лишний".

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать ;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный , привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться , прекратить, пренебречь.

Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ

3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ - часть корня, а также слова с неясным значением.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверим!

Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

Тема урока : « Приставки пре - и при»

Класс : 5

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока : - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

Изучить правописание приставок при- и пре-;

Научить видеть в тексте слова с приставками пре- и при-;

Усвоить зависимость написания гласных в приставках пре и при от их значения;

Создание ситуации для развития внимания, памяти;

Развивать орфографическую зоркость;

Формирование чувства уверенности в своих силах;

Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

В разнообразии приставок – разнообразие смысла

К. Чуковский.

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Повторение пройденного.

Что такое приставка?

Почему приставка значимая часть слова?

Обратите внимание на эпиграф. Прочитаем.

Согласны ли вы с мнением К.Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу.

Прочитайте слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки?

На какие группы можно разделить все приставки?

Давайте вспомним, когда на конце приставок нужно писать букву З, а когда С?

ЗАДАНИЕ: из данного текста назовите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

    Неизменяемые приставки

    Приставки, заканчивающиеся на З и С

2.Работа с текстом.

Слайд № 5.

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

Скажите, а можем ли мы сейчас определить, почему в приставке пишется И?

Написание приставок зависит от их значения.

3. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Как думаете, какова тема урока?

Какова главная цель урока?

Какова задача урока?

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

приставки вносят различные смысловые значения

Читают эпиграф.

Слайд 3-4.

ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ.

    Неизменяемые приставки ( За-, на-, об-, по- и др.)

    Приставки, написание которых определяется правилами.

Отвечают на вопросы.

1 учащийся у доски.

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетают.

2 столбик – изменяется, вспыхивает, раздаётся.

ПРИОБРЕТАЕТ.

нет

Рефлексия, вывод.

Формулируют тему урока (Приставки пре- и при-.)

Формулируют цель.

Изучить правило написания приставок пре- и при-.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

1.Организация наблюдения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-. а когда при-.

Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи.

Итак, давайте сначала определим, когда же пишется приставка ПРЕ?

Проведём небольшое исследование.

А для этого прослушаем лингвистическую сказку.

3.Лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

Итак, при каком же условии пишется приставка ПРЕ - ?

Заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

- Слушаем сказку дальше.

Пристака пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?

Снова заполняем таблицу.

А теперь давайте посмотрим, при каком условии пишется приставка ПРИ?

Слушаем продолжение сказки.

Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке?

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

Сказка на этом заканчивается, но мы рассмотрели не все случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными ещё три строчки. Посмотрите на слайд № 7. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.

3. Работа с текстами.

Слайд № 8-10.

1 текст.

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

2 текст.

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

3 текст.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в 3 тексте?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ?

4.Чтение стихотворения.

Слайд № 11- 14.

Правило ты повтори.

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт

Пишется ПРИ несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется ПРИ. – Обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

ПРЕ мы напишем при этом.

Дожди непрерывно льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Там только пре ставить надо.

- А теперь откроем учебник и познакомимся с параграфом № 9 (ученики читают только правило).

Для тех, кто ещё не совсем запомнил правило, у нас висит таблица, которую вы можете использовать как подсказку.

Слушают учителя.

Учащиеся перечерчивают таблицу себе в словарик.

Слайд №6.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Слайд № 6.

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

Когда приставку можно заменить словом «очень»

Заполняют таблицу.

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

когда приставка Пре- = Пере-

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

Приближение

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ.

Присоединение.

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

Ребята делают вывод по таблице.

Получают отпечатанное стихотворение для запоминания и занесения в словарик.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.Тренировочные упражнения.

Упр. 73(устно)

Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

2.Обращение к рубрике « Пишем правильно». (на стр. 48- 49).

Упр. 76(устно), 77(устно), 81(письменно).

3.Работа с текстом.

Слайд № 15.

ТЕКСТ

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.

На центральной доске. Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Слайд № 16.

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.

Задание (если останется время): Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить.

Слайд № 17.

Лечь ненадолго – прилечь

Очень добрый – предобрый

Сесть на краешек – присесть

Очень скверный – прескверный

Заболеть, но не сильно – приболеть

Очень хорошенький – прехорошенький.

Нарушитель закона – преступник.

Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть

Канава при дороге – придорожная

Кем является Дмитрий Анатольевич Медведев – президент

Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы проверить написание Пре- или при-?

Зачитывают слова из упражнения, называют значение приставок.

Выполняют задание поочерёдно.

ПРЕ

прекрасным премудрой Презабавные Прехорошенький Преогромная Презлой Преграды

ПРИ

Приснился

прилетел

приземлился

призадумался

приказал

присел

Правильный вариант

Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.

нет.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

А сейчас давайте подведём итог. Что мы узнали сегодня на уроке?

Где можно применить новые знания?

А закончить наш урок я хочу стихотворением.

Слайд № 18.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

- Домашнее задание. § 9 упр. 79,82, подготовиться к словарному диктанту.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Проект по русскому языку По теме, Приставки -рас- и –рос-

Правило Приставка ПРЕ- пишется: Если обозначает высокую степень качества (возможно заменить приставку словами "очень" и "весьма"), например: презабавный ↔ очень забавный, премилый ↔ весьма милый. Если значение приставки близко к значению приставки пере- (но прямая замена чаще всего невозможна), например: преградить ↔ перегородить, преобразиться ↔ переделать образ, преодолеть ↔ пересилить что-либо, преподавать ↔ передавать знания. Примечание. Не путать приставку пре- с приставкой пред-, которая всегда пишется неизименно с буквой е, например: предчувствовать, предусмотреть, предыдущий, предсказание, представить, предубеждение. Приставка ПРИ- пишется: Если обозначает приближение, например: приехал, примчался, пригнал. Если обозначает присоединение, например: приклеил, прибил, привинтил. Если обозначает пространственную близость, например: привокзальный ↔ около вокзала, приморский ↔ возле моря, пришкольный ↔ около школы. Если обозначает неполноту совершения действия, например: приоткрыл ↔ открыть не до конца, пригнуться ↔ чуть-чуть нагнуться, прикусить ↔ слегка кусить. Примечание. Во многих случаях написание слов, начинающихся с пре-, при-, необходимо проверять по словарю или запоминать, так как: бывает трудно определить значение приставок пре-, при- или они стали частью корня например: приключение, приглашение, природа, пресмыкающиеся, преследовать, признание. слова являются иноязычными например: президент, презент, препарат.

Пре При презабавный ↔ очень забавный, приехал, примчался, пригнал преградить ↔ перегородить, преобразиться приклеил, прибил, привинтил преодолеть ↔ пересилить что-либо, приморский ↔ возле моря и т. д презабавный ↔ очень забавный, приехал, примчался, пригнал преградить ↔ перегородить, преобразиться приклеил, прибил, привинтил

Стих о приставке при и пре Бытуют в русском языке Приставки-сёстры При и Пре. Король Язык им повелел Творить со смыслом на земле. Приставка При работать любит: Пришить, приделать, приголубить, Приклеить, присоединить… Близко к чему-то хочет жить: Приморский и прибрежный быт Её к себе всегда манит. Но любит и присесть, прилечь, К себе внимание привлечь, И действие не до конца свершить… Приставке Пре такой не быть! Она во всём уж очень-очень: Прекрасна, преприятна …Впрочем, Перечить любит всем на свете. И отличить, где Пре, где Пере Так сложно детям в самом деле! И чтобы правильно писать, Преград нигде нам не встречать, Правописанье детям знать, Приставки надо изучать!

Вопросы на засыпку (Могут быть и по другим темам) Как могут получиться сложные слова? Какие могут быть сложносокращённые слова? Какие слова могут быть заимствованными? Вспомните какие бывают падежи? Какие слова называются диалектизмами, а какие профессионализмами?

Подумай и расскажи На каком языке говорят молча? В каком городе спрятались мужское имя и сторона света? По чему ходят часто, а ездят редко? Сколько лет в году? В каком слове «спрятался» напиток и природное явление? Завязать можно, а развязать нельзя? Какие 2 ноты обозначают съедобный продукт? Что разбивается, но никогда не падает? Что падает, но никогда не разбивается Где люди платят за то, что у них отнимают?

Весёлые стишки

Итог Проекта Что мы узнали на сегодняшним уроке? Как узнать где писать приставку пре, а где при? Какие есть значения способов правописания приставок пре, при?

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Правописание приставок при-, пре-.

Цели урока: закрепить знания и умения в написании гласных в приставках при-, пре-;

учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

развивать связную речь и мышление учащихся, эмоционально- чувственное отношение к художественному тексту;

воспитывать интерес к русскому языку и его познанию, потребность

овладения грамотным письмом;

способствовать обогащению словарного запаса русского языка.

Ход урока:

    Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока. Запись числа и темы в тетрадь.

II . Фронтальная проверка теоретических сведений § 31 и домашнего задания (тетради с домашним заданием передаются на первые парты).

Когда пишется приставка при-?

Когда пишется приставка пре-?

    Синтаксическая пятиминутка (в это время проводится индивидуальная работа по карточкам).

Солнце пригрело землю, и его лучи преобразили все вокруг.

[ − ═ ], и [ − ═ ].

(Повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное).

    Словарный диктант . (Объясните правописание приставок).

ПрЕзидент ( запомн .) страны, прЕодолеть прЕграду (=пере ), прЕувеличить (= очень) опасность, прИслушаться ( неполнота ) к совету, прИшкольный ( близость ) участок.

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала.

1). Устно. Игра «Доскажи словечко» (продолжите строчку, объясните правописание приставок).

Час обеда (приближался ),

Топот по двору раздался.

Кто-то терем (прибирал)

Да хозяев поджидал.

Здравствуй, князь ты мой (прекрасный)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (приголубит ).

(приплыла ) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Там о заре (прихлынут )

волны на брег песчаный и пустой.

Еще ты дремлешь, друг (прелестный).

2) Работа с учебником.

Упр. 337

3) Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ

3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ – часть корня, а также слова с неясным значением.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверим!

При-

Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

Пре-

Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.

При-, пре- -часть корня и с неясным значением

Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.

    Работа с текстом.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.

Устанешь, при сядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Озаглавьте его. Какова тема текста?

Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.

Таблица на доске

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

1.Приближению

2.Приобрел, принес

3.Прибрежных, пригорке

4.Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

1.Прекрасно, преспокойно

Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?

Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).

Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩ ۸۸۸ (присмотреться, забираться).

Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩ ۸۸  ۸ (призадумался)

В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания. (Прекрасно, осторожно, преспокойно).

Выпишите из текста все глаголы с приставкой при-. Укажите вид глаголов.

(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь, принес)

Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а несов. в. – процесс действия)

    Творческая работа. Замените выражение одним словом с приставкой - пре или – при

Лечь ненадолго (прилечь).

Сесть на краешек (присесть).

Заболеть не сильно (приболеть).

Нарушитель закона (преступник).

Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).

Идти по следам кого-либо (преследовать)

Проветривая комнату, вы немного открыли окно, по-другому (приоткрыли)

Поселок при городе − (пригородный)

Канава при дороге − (придорожная)

Дмитрий Анатольевич Медведев (Президент)

    Буквенный диктант на закрепление темы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Е И Е И И И И Е И Е И И Е И Е

Прекратить спор, 2)пригласить в гости, 3) прекрасный цветок, 4) присоединиться к отдыхающим, 5) прислушаться к совету, 6) привокзальная площадь, 7) приехать домой, 8) преогромный шар, 9) пригородный поезд, 10) преградить путь, 11) приморский берег, 12) прискакать быстро, 13) пресмешная история, 14) прицепить вагон, 15) прервать беседу.

6) Кто больше! (Привести примеры слов с при-, пре-).

7) Графический диктант (читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-, затем взаимопроверка)

Эта приставка имеет значение “очень”.

Эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый.

Эта приставка имеет значение “законченное действие”.

Эта приставка имеет значение “пере”-

Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный.

Эта приставка имеет значение неполноты действия.

Эта приставка пишется в слове приставка.

Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель.

Эта приставка имеет значение присоединения.

Эта приставка имеет значение “самый-самый”

8) (Если останется время) Учитель предлагает сочинить сказку , используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. (приводится пример отрывка сказки)

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

    Обобщение изученного. Итог урока. Отметки за урок.

    Домашняя работа.

§31 повторить, упр. 336.


Правописание приставок пре- / при-
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.

Задачи урока:

1. Образовательные:

    выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

    формировать навык написания приставок пре-/ при-;

    повторить морфемный разбор слов;

    развить умение формулировать определение понятий;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления; · развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к родному языку;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

    уважительное отношение к родному языку;

    стремление к речевому самосовершенствованию;

    пополнение словарного запаса;

    способность к самооценке на основе критерия

    успешности.

Метапредметные:
1) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
5) проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма

Тип урока:
"открытие" новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация "Приставки пре- и при-" (http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/15058.html) , раздаточный материал Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. Теория. Практика. 5 класс. Развитие речи. Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. Ход урока

I. Проверка домашнего задания
Выборочная устная проверка упражнения.

II. Актуализация опорных знаний
1. Расскажите о правописании приставок, оканчивающихся на –з/-с.
2. Назовите непарные глухие согласные звуки.
3. Восстановленный диктант.

Выписать из текста слова с орфограммой "Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с" и восстановить по ним текст, передав его сжато. Трудно представить себе стоголосый лесной хор без участия дроздов. Но дрозды не только мастера распевать песни, они ещё очень хорошие защитники наших лесов. Они поедают 77 видов различных беспозвоночных животных. В период вскармливания птенцов дрозды уничтожают особенно много гусениц вредных насекомых. С прилёта и до отлёта дрозды проверяют ветки и листья деревьев и разыскивают пищу. И на земле они разгребают лапами подстилку. (63 слова) (По И. Заянчковскому)

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала. Работа с материалами презентации (слайды 2 – 7).
1. Анализ примеров.
Учитель. Прочитайте примеры и определите, какое значение придаёт слову приставка.
1) пребольшой арбуз премилый котёнок прехорошее настроение Верно: приставка ПРЕ- в данных словах имеет значение ОЧЕНЬ
2) преграда прервать В этих словах приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ-
3) пришить карман приехать к дому прибавить скорость приделать к крыше Присоединение, приближение, прибавление
4) прикрыть присесть приукрасить присмиреть призадуматься Неполнота действия
5) пригородный район пришкольный двор приморский берег прибрежный маяк Пространственная близость
6) придумать приучить привыкнуть приручить Довести действие до конца.

Учитель. Какие выводы вы сделали о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, анализируя примеры? В каких случаях пишется приставка пре-? А при каких условиях – при-?

2. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-". Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

3. Знакомство со словами для запоминания. Слайд 8.

Учитель. Ребята, вы должны знать, что есть слова с приставками пре- и при-, в которых выбор гласной в приставке определяется контекстом. пребывать (находиться) – прибывать (приезжать) презирать (не уважать) – призирать (заботиться) предать (выдать кого-нибудь) – придать (добавить) претворить (осуществить) – притворить (закрыть) преклоняться (уважать) – приклоняться (нагибаться) преступить (нарушить) – приступить (начать) преемник (продолжатель) – приёмник (аппарат, учреждение) преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит) преумножить (сильно умножить) – приумножить (добавить)

4. "Орфографический блокнот". Слайд 9.
Учитель. Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками пре- / при-, значение которых утрачено и написание нужно запомнить. Запишите эти слова в свои словарики и постарайтесь запомнить их написание.
преследовать препятствие преткновение превратный прельстить пренебрежение

5. Алгоритм применения правила. Слайд 10. Учитель. А теперь познакомимся с алгоритмом применения правила. ПРЕ- или ПРИ-?
Определить, в какой морфеме орфограмма -> Определить значение приставки
-> ПРЕ- : 1. Высшая степень качества, действия (= "очень") 2. Близко по значению к приставке пере-
-> ПРИ- : 1. Присоединение, приближение, прибавление 2. Неполнота действия 3. Пространственная близость 4. Доведение действия до конца

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала

1. Укажи значение приставки в словах (слайд 11)
преуменьшить
предание
в значении "очень" превратный
в значении "пере-" прикрыть
приближение привратник
присоединение придвинуть
неполнота действия преклоняться
расположение вблизи прекратить
чего-либо принадлежать
прицепить
приласкать
превосходный
привлечь
примкнуть

2. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы (слайд 12)

Пр..достаточно, пр..зидент, пр.. емник, пр..града, пр..скакать, пр..дорожный, пр..красный, пр..косновение, пр..вилегия, пр..ближенный, пр..сечь, пр..думать, пр..дать, пр..рвать, пр..зент, пр..зирать, пр..возмочь, пр..зидиум, пр..вычка, пр..вращение, пр..мыкание, пр..высить, пр..способить, пр..зирать (заботиться). 3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. (Учащиеся работают с раздаточным материалом, распечатанным к уроку для каждого ученика). Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что пр..казывала ей волшебница. Она думала, что нет ещё и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Золушка вскочила и упорхнула, как птичка. Принц бросился за ней, но не смог догнать. Он поднял туфельку, которую она потеряла на лестнице второпях. Принц ра..просил пр..вратников, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Но в двенадцать часов всё волшебство пр..кратилось: карета пр..вратилась в обыкновенную тыкву, кучер и лошади – в мышей и крысу, ра..бежавшихся по двору, и пр..вратники ответили, что видели, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу. Золушка пр..бежала домой запыхавшись и едва успела отдышаться, как во..вратились сёстры и мачеха. Сёстры ра..казали, что на бал снова пр..езжала пр..красная незнакомка, но в полночь она бросилась бежать, да так поспешно, что уронила с ноги хрустальную туфельку. Принц пр..казал об..явить по всему королевству, что он женится на девушке, которой пр..дётся по ноге хрустальная туфелька.

Сначала туфельку пр..меряли принцессам, потом всем пр..дворным дамам подряд. Но она не годилась никому. (По Ш.Перро)

4. Игра "Одним словом".

Замените словосочетания одним словом с приставкой пре-, пере- или при-. (Работа с аудиозаписью, подготовленной учителем, и проверка работы: слайд 13) 1) Расположенный у берега. 2) Спросить ещё раз. 3) Немного посолить. 4) задуматься на некоторое время. 5) Дать новое название. 6) Закончить что-либо. 7) Дать новую оценку. 8) Участок около школы, моря, дороги. 9) Обменяться несколькими словами, коротко поговорить. 10) Удивительное растение. 11) Спорить из-за мелочей. 12) Временный успех. 13) Глубоко уважать. 14) Получить известность. 15) Провести время в ожидании окончания чего-либо. 16) Гнаться за кем-нибудь. 17) Воплотить в жизнь. 18) Человек с большими прихотями, капризами. 19) Слегка задеть что-либо. 20) Лицемерный, неискренний человек. 21) Вызывающая восхищение, красивая. 22) Немного открыть окно. 23) С избытком насытиться чем-нибудь. 24) Исключительное право. 25) Изменить кому-нибудь. 5. Выполнение тестовых заданий (слайды 14 – 16). 1) Укажите ряд слов, в которых приставка не имеет значение "присоединение, приближение". 1. привинтить, приклеить, прилепить 2. прицепить, причалить, прикрутить 3. прилечь, прикрикнуть, привстать 4. пришвартоваться, приехать, прилечь 2) Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение "близость к чему-либо". 1. приморский, прикрыть, приостановить 2. прибрежный, приусадебный, пришкольный 3. придорожный, привинтить, присмотреться 4. приволжский, приделать, прицелиться 3) Укажите ряд слов, в котором во всех словах приставка равна по смыслу слову "очень".

1. пр..задуматься, пр..кратить, пр..дания
2. пр..спокойно, пр..красный, пр..забавный
3. пр..ступник, пр..рывистый, пр..храмывать
4. пр..кратить, пр..града, пр..глушить

VII. Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? – Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? – Те, кто доволен своей работой на уроке, возьмите красный флажок. А кто не доволен, покажите синий флажок.

VIII. Домашнее задание.

1. Выполнить тесты с сайта http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test90.xml

Интернет-источники
"Веселая грамматика". Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала. http://festival.1september.ru/articles/519529/