Феномен одиночества и пути его преодоления, психология одиночества причины и пути преодоления. Одиночество, как социальная проблема От одиночества к самосовершенствованию

Федеральное агенство по образованию

РОУВПО <Воронежский институт инновационных систем>

Кафедра общих социально-экономических и гуманитарных дисциплин.

Реферат на тему:

Одиночество как социальная проблема.

Выполнила

студентка 1 курса

группа УК1-1

Забровская Оксана

Проверила

Ишимская Е.В.

Воронеж 2009

Введение………………………………………………………………..стр.3

Матери-одиночки………………………………………………………стр.5

Одиночество пожилых людей……………………………………..….стр.10

Чувство одиночества в подростковом возрасте….………………….стр.13

Заключение……………………………………………………………..стр.17

Список используемой литературы…………………………………….стр.19

Введение

Одиночество – социально психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие – состояния.

Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.

При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы. Первый тип – «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей.

Второй тип – «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие.

Третий тип – «пассивно и устойчиво одинокие». Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность

В настоящее время интерес к проблеме отчуждения и одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры - к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.
Сегодняшняя социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток и/или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек - это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.
Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.

Одиночество пожилых людей

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.

Из прогнозов ООН следует, что в 2001 году возраст каждого десятого жителя земли превысил 60 лет. Интенсивно «стареют» западноевропейские страны, США, Канада и Япония. В настоящее время продолжительность жизни достигает в России 67 лет, в США - 76 лет, во Франции - 77 лет, в Канаде - 78 лет, в Японии - 80 лет. Средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется как «демографическая революция».

К 1995 году доля граждан пожилого возраста в составе населения России (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и составила 20,6 %. В настоящее время 30,2 млн. россиян относятся к старшему поколению.

Проблемы социальной защиты пожилых людей становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается.

Наше общество сегодня переживает социально-экономический кризис. Налицо все признаки: падение производства и жизненного уровня, пренебрежение к нравственности и крушение доверия к нормам общественной цивилизации, рост преступности и социальной дезорганизации, ложь, коррупция, апатия и недоверие к заявлениям и действиям властей. Восстановить нравственность общества поможет связь поколений путем передачи традиций народа, норм поведения, всеобщего милосердия и благоразумия. Носителями и хранителями этих ценностей является поколение пожилых людей, прошедших вместе со страной сложный путь развития, войн, смены руководства и приоритетов.

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.

Исследования, проведенные Перланом и его коллегами, вывели гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большое влияние на благополучие, чем контакты с родственниками.

Контакты с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.

Старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма.. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ.

Есть еще другой аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам: «трудолюбивой пчелке некогда печалиться». Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается. В то время как мужчина пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается жизненная энергия.

В древности выживаемость человека зависела от того, один он охотится на коренья или с группой – на мамонта. Одиночество для беззащитного первобытного праотца означало скорую погибель, и в нашей генетической памяти это знание надежно хранилось столетиями. И в десятом, и в двадцатом веке длительное отсутствие контактов воспринималось людьми как стресс, наказание и ситуация повышенной опасности: что если нападет медведь или перегорит лампочка в туалете, а рядом – никого? Так почему же, наплевав на законы природы, теперь мы все жарче мечтаем об отпуске на одноместной подводной лодке?

Социальное одиночество

Каждое утро по дороге на работу ты встречаешь сотни сограждан. Если вдруг ты рискнешь рассмотреть их, наверняка не получишь никакого удовольствия. Лица у окружающих в эти светлые часы, как правило, такие, словно люди отлучились в другую галактику, а существа, что повисли на поручнях, – лишь их слабое отражение. Кругом отчужденные незнакомцы. Повсеместно – неброско одетые граждане без особых примет. Каждый второй старается не отсвечивать. Откуда они все приехали, что у них на уме, не везет ли кто с собой ведро соляной кислоты, неведомо даже Росстату.

Первейшая защитная реакция любого живого существа в большом городе – научиться маскироваться, скрывать эмоции; важнейшая задача – сделать лицо кирпичом. Будь уверена, в толпе, которая елозит по трамваю, и ты выглядишь не лучше: так же не смотришь в глаза, так же избегаешь прикосновений, так же прячешь себя за наушниками или книгой (об этом и не только – в статье «Личное пространство »). Специалисты называют подобную манеру поведения «защитное отчуждение». Они же заметили одну его печальную особенность: даже сойдя на нужной станции, жители мегаполисов все равно не торопятся искать общения. Хорошо еще, если себе улыбнутся в зеркале, а остальным – снова кирпич, без всяких исключений для несчастных сирот.

Что удивительно, семья тоже теперь не панацея от одиночества. Многие современные пары имеют обычай смотреть телевизоры в разных комнатах, список покупок обсуждать по мейлу, и хорошо если в постель укладываются без наушников или планшетов. Взглянем правде в монитор: мы разучились разговаривать по душам, особенно с территориально близкими людьми . Почему-то проще выложить повествование о своем дне в интернет-сообществе с десятками тысяч читателей, чем рассказать то же самое человеку, который рядом пьет чай. Проще поставить «лайк» платью бывшей однокурсницы из Владивостока, чем сделать комплимент коллеге за соседним столом. Проще зарыться, закрыться и наблюдать мир через призму своего компьютера, чем спросить, как дела, у соседа по лестничной клетке.

Хотя все это неудивительно. Интернет дает нам иллюзию, будто мы хорошо знаем людей, которые пишут нечто в соцсетях и выкладывают плохие фотографии, и веру в то, что они в случае чего придут на похороны. Интернет и в отношениях нам помогает: раньше пришлось бы прожить с человеком жизнь и только тогда узнать, что он боится хорьков, теперь же диагнозы можно ставить, мельком взглянув в профайл.

Внутреннее одиночество

Как ни странно, острее всего одиночество ощущается в моменты, когда мы окружены людьми. Оно может настигнуть в переполненном офисе, на собственном юбилее с множеством гостей и даже во время секса, особенно если партнер при этом поглядывает в телевизор.

Психологи, которые взялись за этот феномен, сошлись во мнении: одиночество прежде всего связано с переживанием человеком оторванности от сообщества людей , истории, семьи, природы, культуры. Жизнь в больших городах слишком разнообразна, чтобы мы могли легко найти свою стаю и записать себя, скажем, в готы. (Несмотря на то что мрачных ребят, одетых в черное, довольно много, они больше всех жалуются на непонятость и одиночество, разгуливая ночами по кладбищу.) Кругом полно ярких индивидуальностей, хотя все втайне (хотя бы на уровне инстинкта) мечтают примкнуть к группе таких же, как он сам.

Однако чувствовать свое одиночество и не иметь поблизости человека, которому можно рассказать о своих проблемах, – не одно и то же. Многие интроверты, например, вполне довольны, изредка перекидываясь парой слов с тремя знакомыми из кружка рукоделия. А тем временем выводы профессора Чикагского университета Джона Качоппо, президента «Общества социальной нейробиологии», опубликованные в журнале Science, не порадуют любителей гордого одиночества. Он обобщил результаты 150 медицинских исследований и выяснил, что одинокие люди чаще подвержены простудам, страдают нарушениями сна, повышенным давлением и проблемами с сосудами , чем их коммуникабельные собратья.

Проблема же граждан страдающих – неудовлетворенность в общении с важными для них людьми. Младенец одинок, если ему не хватает нежности от матери, подростки ищут признания исключительно от сверстников на скейтбордах, старушка может быть счастлива только на лавочке с кумушками.

Одиночество из-за соперничества

Есть еще причина, которая мешает нам, обнявшись, радоваться единению с людьми, подобно фанатам футбольной команды. Об этом писал известный американский психолог Ролло Мэй, утверждая, что главная ценность нашей культуры не что иное, как успех в социальном соревновании. Людям никогда не надоест выяснять, у кого выше зарплата, у кого сильнее блестят сапоги и у кого больше поклонников.


При этом значение провала так велико, что чувство собственной ценности прямо зависит от успеха или неудачи. Участвуя в забеге, ты всегда противопоставляешь себя остальным, и вот что характерно: чужие провалы воспринимаются почему-то как собственная удача. Ты, конечно, сейчас можешь помотать головой, отрицая свою причастность к вечеринке по случаю смерти начальника. Но факт остается фактом: вместо того чтобы поплакать на плече у подруги на тему «этого подлеца», ты предпочтешь остаться дома и написать в «Фейсбуке» о своем грядущем повышении. Пусть не радуются там.

В одиночестве виновата и ты

Кроме социальных причин в нашем одиночестве есть и другие виновники – мы сами. Некоторые психологи считают, что человеку, проводящему выходные в трогательном уединении с телевизором и пиццей, свойственно несоответствие между тремя «Я» : тем, каким он видит себя, тем, каким он хотел бы стать, и тем, каким его воспринимают другие.

Вот, скажем, у Жени пониженная самооценка. Пару раз на вечеринке она не поняла анекдот – и решила, что теперь ей не отмыться от клейма «тупица». На следующем банкете она прогуливалась с серьезным лицом, освещенным тайным знанием. Домой ей пришлось идти в одиночестве: не то чтобы важничать нынче не в почете, просто со стороны она выглядела как дама, которая ненавидит человечество. Искренний интерес к другим людям, ощущение права на промах, осознание, что ты ничуть не хуже других, – вот что спасет любую девушку от старости в безлюдном шалаше на краю пустыни.

Как избавиться от одиночества

Как ни парадоксально, чтобы избавиться от одиночества, нужно определить свои уникальные стороны. Для начала – понять, кто ты, откуда, что в тебе неповторимо , к чему ты стремишься, чем дорожишь, чего боишься? Разобралась? (Тест: «Кто я» тебе в помощь.) Имея у сердца этот список, гораздо легче сделать первый шаг к людям.

На Западе все популярнее становятся групповые терапии, которые призваны помочь людям научиться выражать себя и нормально общаться хотя бы дома, скажем, заменяя слова «передай соль» на «я сегодня плакала и скучала по тебе». Лучше, правда, на такие тренинги ходить сразу всем семейством, чтобы потом никто от удивления не просыпал белую смерть на скатерть.

Не бойся одиночества

Одиночества положено бояться. Женщинам – особенно. Девушкам без постоянного бойфренда приписывают непрекращающийся ПМС; незамужним начальницам – садистскую стервозность; на других «непарных» вешают мрачный ярлычок «у нее не сложилось». Вроде бы нам на роду написано толкаться неподалеку от домашнего очага в окружении маленьких голых детей.

Но, может, ты не заметила, а на дворе XXI век. И футурологи, в отличие от твоей тети из Больших Упырей, прекрасно понимают, почему ты особенно не стремишься замуж . Это в аграрные времена жизненно необходимо было каждый год рожать детей и сразу же отправлять их работать в поле. В индустриальную эпоху наиболее удобной оказалась «нуклеарная семья» – папа, мама и один ребенок. Сейчас жители мегаполисов обитают в постиндустриальном обществе, с огромным количеством субкультур и стилей жизни; и семья должна совершенно видоизмениться.

Люди нетрадиционной ориентации и усыновленные ими восемь пар близнецов – замечательно, тройной союз из двух мужчин и гермафродита – почему нет? На фоне этого разнообразия кому-то может показаться привлекательным и древний союз мужчины и женщины – так флаг им в свадебный торт. И, кстати, семья из одного человека – способ жизни, который многих устраивает и часто оказывается дьявольски удобным. Пусть дома тебя встречает лишь утешительный салатик в холодильнике, ну и ладно. Давай назовем твое состояние экзистенциальным уединением. Одиночество – это особая форма переживания и осознания самой себя ; без этого не может быть творчества.

А пока ты не ушла жить в лесную хижину, подумай еще вот о чем. Время, потраченное на свидание с болваном, который заливал тебе что-то об опасном путешествии в Калужскую область, считается почему-то плодотворным. А вот когда ты сидишь и смотришь в потолок – это, принято полагать, потраченные впустую часы. Ерунда. Когда ум не занят идеей «как избавиться от человека и его Калужской области», воображение подкидывает нам стоящие мысли одну за другой, это работа над своей внутренней жизнью. Или хотя бы не менее полезное составление графика походов к маникюрше в этом месяце.

Текст из ЕГЭ

(1)По всей видимости, страх одиночества гораздо чаще, чем кажется, определяет поведение людей. (2)Например, многим неловко в одиночку гулять или зайти в кафе, непереносимо возвращаться вечером в пустую квартиру, непонятно, как без компании провести выходные или отпуск. (3)Поспешный брак, случайные приятели, бессодержательное общение призваны заглушить неприятное переживание, придать уверенности. (4)Особенно тяжело положение людей, которые чувствуют себя одинокими, находясь в кругу приятелей или членов семьи. (5)Конечно, личности независимые, самостоятельные легко переживают одиночество, а если в какой-то период им не хватает общения, то бывает достаточно повидаться со старым другом. (6)Человек же, надеявшийся преодолеть одиночество, вступая в брак, будет сильно разочарован, если убедится, что этого не произошло. (7)Мучительно переживают одиночество люди, которые не мыслили себя без совместной жизни с кем-то, а потом неожиданно, из-за развода или смерти близкого человека, оказались одни. (8)Для тех, кто остро переживает своё одиночество, существует множество программ психологической и психотерапевтической помощи. (9)Это группы встреч, а также тренинги, обучающие навыкам знакомства, установлению взаимопонимания и искренних, открытых отношений. (10)Бежать от одиночества неправильно и бесполезно, считают учёные. (11)Американский психолог Дж. Оди пришёл к выводу, что данное чувство по характеру творческое, созидательное: (12)«Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погружённости в уединение в целях их переработки». (13)По словам немецкого философа Фридриха Ницше, для развития человека необходим «семикратный опыт одиночества». (14)Только наедине с собой можно услышать свою душу, найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, - самого себя. (15)А человек с наполненной и цельной душой всегда привлекателен для других, так что он обязательно найдёт, с кем разделить любовь и дружбу!

(По М. Широковой)

Вступление

Проблема

Проблема одиночества волнует психологов, поэтов и писателей, художников и ученых. Люди пытаются постичь причины одиночества, выяснить положительные стороны противоречивых ощущений, связанных с состоянием одиночества. М. Широкова попыталась выразить свою точку зрения на эту тему.

Комментарий

Она размышляет над проблемой одиночества, считая его мотивом для любых поступков человека. Порой люди даже пообедать или прогуляться наедине с самими собой боятся. Чтобы хоть как-то сгладить неприятные для себя ощущения, многие женятся или выходят замуж без любви, стараются ежесекундно быть на связи со знакомыми посредством смартфонов и приложений для общения.

Следствием поспешных поступков становится разочарование – в себе, в семье, в друзьях. Ведь без настоящих чувств и взаимопонимания разделить свои интересы и потребности не получится. Другими словами, так не преодолеть одиночество.

Есть в мире сильные личности, для которых оказаться один на один с мыслями означает найти ответы на многие вопросы, связанные с познанием мира и окружающих людей. Психологи уверены, что чувство одиночества необходимо человеку для гармоничного развития и правильного построения отношений с реальностью.

Получение впечатлений и информации должны чередоваться с моментами их осмысления – моментами сакрального общения с самими собой. По словам Ф. Ницше, немецкого философа, человек в своей жизни должен испытать «семикратный опыт одиночества», чтобы правильно развиваться.

Авторская позиция

Своя позиция

Поразмыслив над предложенным текстом, мне хочется согласиться с его автором. От одиночества мы никуда не денемся. Ощущение одиночества может подтолкнуть нас к более активным действиям в области налаживания отношений с людьми – заботе о стариках, поиске своей второй половины, рождению детей.

Внутренние переживания сподвигают творческих людей к созданию великолепных произведений искусства: литературных очерков, щемящих сердце музыкальных зарисовок или шедевров живописи.

Аргумент №1

Думая об одиночестве, нельзя не вспомнить слова из знакомого с детства стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?». Поэт на протяжении всей своей недолгой жизни размышлял над чувством покинутости, ненужности и неприкаянности. Тема одиночества стала одной из основных в его творчестве.

Мне кажется, что причины необъяснимой тоски Лермонтова, его осмысления себя самого как изгнанника, гордого и одинокого Демона, кроются еще в детстве мятежного поэта, ведь он остался сиротой при живом отце. Он много страдал, и результатом этих страданий стали его бессмертные стихотворения.

Аргумент №2

Еще одним ярким литературным примером влияние одиночества на жизнь человека становится повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Главный герой настолько одинок, что, гуляя, беседует с деревьями и встречающимися зданиями. Когда жизнь дает ему шанс на любовь, он утрачивает его, так как не умеет жить в реальности. Скорее всего, он не способен выстраивать простое человеческое общение, следствием которого могут стать крепкие родственные узы.

Заключение

Одиночество пугает, но оно и созидает. Самодостаточные люди легко справляются с этим ощущением, извлекая из него пользу – познание себя и создание величайших и сильнейших произведений.

Проблема определения oдиночества связана с разным определением этого понятия у разных исследователей: В самом общем понимании различают два различных явления-- позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие oдиночества имеет негативную окраску . «Одиночество, - пишет в своем эссе Н. Хамитов, - почти всегда воспринимается нами как трагедия. И мы бежим с его вершины вниз, не в силах вынести общение с собственным Я» .

Г. Зилбург опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Согласно Г. Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности, направленную как вовнутрь, так и вовне. Г. Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Г. Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарциссистической ориентацией.

В зарубежных социально-психологических исследованиях распространено феноменологическое понимание понятия одиночества. Так, К. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.Согласно К. Роджерсу, уверенность в том, что истинное «Я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве». Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность [цит.по 22, c. 5].

Р. Вейс развивает интеракционистский подход к проблеме одиночества. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. Во-вторых, Р. Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности Р. Вейс установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности .

Энн Пепло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Определяя указанную роль познания, Э. Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов . Как и Р. Вейс, Э. Пепло интересовалась явлением одиночества среди «нормального» населения. Важную роль в ее теоретических формулировках играли эмпирические данные обследований и экспериментов. Э. Пепло исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие возникновению одиночества, а также влияние как прошлого, так и настоящего на формирование личности .

У. Садлер рассматривает одиночество через внутренний мир личности как динамический процесс. Он считает, что этот процесс обусловлен переживаниями человека в различных жизненных ситуациях, социальных связях. Утрата этих связей, значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества . Феноменологический поход отграничивает одиночество от физической изоляции. «Одиночество, - пишут У.А. Садлер и Т.Б. Джонсон, - не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека» . Несмотря на то, что одиночество - это «остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание», - однако, считают А. Садлер и Т.Б. Джонсон, при всей уникальности этого переживания у одиночества есть элементы, общие для всех его проявлений, они заключены в самом понятии одиночества: это «особая форма самовосприятия, острая форма самосознания» . Второй момент в понимании одиночества в феноменологическом подходе: одиночество рассматривается как нарушение социальных связей. «Часто одиночество, - пишут У.А. Садлер и Т.Б. Джонсон, - это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего- то, чувство потери и крушения. Одинокие люди чувствуют себя одинокими, покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными..» . При одиночестве происходит разрыв социальных связей вплоть до их полного отсутствия. Комплексное определение одиночества у У.А. Садлера и Т.Б. Джонсона: «Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» .

В отечественной психологии одиночество рассматривается в различных контекстах в рамках авторских подходов.

Понимание одиночества как состояния предлагает Р.С. Немов, который пишет: «Одиночество - тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями» . В этом определении одиночество оказывается одним из множества психических состояний, возникающих и развивающихся в эмоциональной сфере личности и может переживаться по-разному, вызывать разные психические состояния.

В отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и другие) одиночество рассматривается в аспекте проблемы общения. Сущность понимания одиночества может быть сведена к следующему: человек не может найти необходимый ему эмоциональный отклик в процессе общения и, как следствие, испытывает одиночество. Наиболее остро личность ощущает одиночество в ситуациях вынужденного общения. Большое количество поверхностных связей не является показателем подлинности общения, соединения с другими людьми. Увеличение контактов составляет лишь внешнюю сторону общения, внутренней же содержательной стороны лишено это «общение», перегруженное контактами и поверхностными связями, что, по мнению вышеуказанных авторов, ведет к одиночеству.

Тему общения также развивает А.У. Хараш, у которого одиночество - естественное состояние человека, которое дарит ему возможность общения с самим собой. А.У. Хараш приходит к выводу о том, что "одиночество - это индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт бытия независимо от того, сознается он индивидом или нет» . Н. Хамитов, осмысляя одиночество как проблему общения с собой и людьми, в своем эссе пишет: «…только в одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения» .

Исследователь проблемы одиночества С.Г. Корчагина рассматривает его как разноплановый психический феномен. С ее точки зрения, «можно говорить о нем в разных категориях, например, таких, как чувство, процесс, отношение, потребность» . Тогда одиночество как чувство /«обусловливается переживанием человеком своей непохожести на других, «инаковости», вследствие чего возникает определенный психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми» . Чувство одиночества связано также «с осознанием невозможности иметь близкие отношения с кем-либо» . Одиночество как процесс, согласно С.Г. Корчагиной, предполагает «постепенное утрачивание способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях» . В ходе процесса одиночества «происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни» . Одиночество как отношение - это, по мнению С.Г. Корчагиной, «невозможность принятия мира как самоцели и самоценности. При этом индивид, анализируя свои отношения с другими людьми, не интегрирует себя в окружающее социальное пространство» . Одиночество как жизненная позиция - это осознанное нежелание поддерживать близкие отношения с кем бы то ни было...

Одиночество, с точки зрения Е.В. Неумоевой, является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Одиночество «как психический феномен отражается в особенностях самоотношения, самовосприятия и поведения личности» .

Е.В. Неумоева выявляет объективный и субъективный аспект одиночества, объективный - «те условия, которые располагают к одиночеству», - субъективные - «переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности» . Объективная сторона одиночества - это «общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция)» . Субъективная сторона одиночества (или - собственно одиночество) - переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом. Позитивный смысл одиночества, по мнению Е.В. Неумоевой, «заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека» . Позитивный потенциал одиночества реализуется в функциях: самопознания, становления саморегуляции, творчестве и самосовершенствовании. Позитивный потенциал одиночества заключается, по Е.В. Неумоевой, в том, что одиночество является фактором низкой самопривязанности, «своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей личности» . Негативное влияние одиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальных отношений. Когда одиночество, рассуждает Е.В. Неумоева, связано с деформацией различных отношений личности, оно сопровождается ощущением «не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение» . Одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности . Что касается позитивного потенциала, то, с точки зрения Е.В. Неумоевой, одиночество - это феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе возможность глубокого духовного развития личности .

В структуре одиночества исследователи выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Подводя итог, отметим, что одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно, подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности.

Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.

О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1--2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10--30% говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Одиночество -- тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.

Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии.

Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг -- в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.

Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди).

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества, о которых говорится далее в этой главе. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между их реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.

Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность -- это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая помимо прочего дефицит умений и навыков общения.

Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более, чем другим людям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.

Одинокие люди более пессимистичны, чем неодинокие, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего -- лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость.

Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительными отношениями, характерный для состояния одиночества, то разные люди реагируют на это по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на данную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, что сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества.

Впечатляет перечень типичных эмоциональных состояний, которые время от времени охватывают хронически одинокого человека. Это -- отчаяние, тоска, нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, беспомощность, панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, незащищенность, покинутость, меланхолия, отчужденность (список получен методом факторного анализа ответов множества одиноких людей на специальный опросник).

Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это -- их защитная реакция, которая, в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они сами не признают себя одинокими.

Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.

Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе и чаще, чем другие, меняют тему разговора. Они также медленнее реагируют на высказывания партнера по общению. Таким людям свойственны специфические межличностные проблемы. Они легко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессивны, склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко оказывают психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в собственных поступках.

Одинокие люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях, испытывают затруднения, когда им необходимо кому-то позвонить, договориться о чем-то, решить какой-либо личный или деловой вопрос. Такие люди повышенно внушаемы или чрезмерно упрямы в разрешении межличностных конфликтов.

Имея неадекватную самооценку, о некоторых особенностях которой будет сказано ниже, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личной общительностью, включая знакомства, представление другим людям, соучастие в разных делах, раскованность и открытость в общении.

Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентными, чем неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения.

Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой.

Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности. Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов с людьми, на которые должен идти человек. Стандарты подобного рода обычно субъективные, точно не определены, но в общем неплохо выражаются в суждениях: «Мне бы хотелось иметь больше друзей», «Никто по-настоящему меня не понимает» и т.п. Вместе с тем такие стандарты относительны, они всегда устанавливаются в сопоставлении с прошлым опытом общения. Небольшое уменьшение числа друзей или человеческих контактов у того лица, которое раньше имело их большое количество, может восприниматься как усиление одиночества, в то время как аналогичные изменения, происходящие в характере межличностных связей у человека, который раньше почти ни с кем не общался и имел ограниченный круг друзей (т.е. их возрастание до того же самого уровня, что и у первого человека), будут, вероятно, восприняты как уменьшение одиночества, т.е. противоположным образом.

Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуем ся внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные индивидуальные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество -- депрессия или агрессия -- зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем ло-кусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем -- агрессия. Повышенная склонность к покорности или, напротив, к проявлению враждебности положительно коррелирует с фактическим одиночеством человека среди людей.

Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует их повышенная самокритичность.

Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом.

  • · Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека;
  • · Во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.
  • · В - третьих, несоответствие между тремя «Я» индивида: тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»); тем, каким он хотел бы стать (идеальное «Я»), и тем, каким его воспринимают другие (отраженное «Я»). Экспериментально подтвердилась гипотеза, утверждающая, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их же самих в действительности воспринимают люди.

Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что и другие так же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышенно осторожны.

В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что длительный опыт одиночества, со своей стороны, может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувство одиночества и, как следствие, снижать самооценку. В низкой самооценке потенциально заложен больший риск одиночества, чем в нормальной, так как низкая самооценка в конечном счете подрывает чувство собственного достоинства у человека.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества.

Нередко одиночество возникает по независящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений -- наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной эмоционально-психологической изоляции человека от людей, составляющих его привычный крут общения.

Есть смысл различать три типа отношений одиночества: хронический, ситуативный и преходящий. Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность