Волевые качества и их развитие. Факторы влияния на оценки степени развития волевых качеств личности Формирование волевых качеств личности

1

Целью исследования является разработка методики развития волевых качеств у гиревиков 15–17 лет, выявление и научное обоснование педагогических условий ее эффективной практической реализации. В течение одного учебного года в формирующем педагогическом эксперименте приняли участие 28 гиревиков, в том числе 15 атлетов составили контрольную группу, 13 – экспериментальную. Всего за время эксперимента в каждой группе испытуемых проведено по 240 учебно-тренировочных занятий, направленных как на развитие волевых качеств, так и овладение технико-тактическими действиями, совершенствование физической подготовленности в соревновательных упражнениях гиревого спорта. Развитие волевых качеств гиревиков в контрольной группе проводилось в рамках традиционной модели учебно-тренировочного процесса, в экспериментальной – на основе реализации разработанной нами методики и педагогических условий волевой подготовки гиревиков. Установлена высокая педагогическая эффективность реализации в учебно-тренировочном процессе спортивной школы разработанной технологии с учетом комплекса педагогических условий развития волевых качеств гиревиков 15–17 лет. Педагогическими условиями волевой подготовки являются создание условий для переживания чувства удовлетворенности от процесса и результатов занятий гиревым спортом, единство и взаимосвязь развития волевых качеств с остальными сторонами спортивной подготовки, учет качественного своеобразия содержания и величины препятствий и трудностей, присущих гиревому спорту и индивидуальным различиям в уровне развития волевых качеств.

спортивная школа

гиревой спорт

волевые качества

методика тренировки

педагогические условия.

1. Симень В.П. Особенности развития волевых качеств гиревиков в процессе тренировочной деятельности / В.П. Симень, Г.Л. Драндров, Д.В. Щербина // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 77–78.

2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский спорт, 2014. – 320 с.

3. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 216 с.

4. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. – М.: Советский спорт, 2014. – 312 с.

5. Зефирова Е.В. Психологические критерии прогнозирования успешности выступлений спортсменов (на примере спортивных единоборств): автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2012. – 23 с.

6. Катаев И.В. Психологическая предстартовая подготовка спортсменов-гиревиков // Актуальные проблемы развития гиревого спорта в России и за рубежом: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Омск, 16–17 октября 2014 г.). – Омск: ООО «Образование Информ», 2014. – С. 23–29.

7. Волков П.Б. Психорегуляция в гиревом спорте мастеров в условиях нестандартных проявлений двигательных способностей / П.Б. Волков, А.П. Сагайдачная // Актуальные проблемы теории и методики современного гиревого спорта: сб. науч. статей / под ред. В.П. Сименя. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – С. 44–56.

8. Поручиков В.В. Психологическая подготовка гиревиков в соревновательном периоде / В.В. Поручиков, А.С. Якименко // Матер. научн.-практ. конф. – Харьков: ХДУФК им. Г.Р. Державина, 2016. – С. 34–37.

9. Симень В.П. Совершенствование методики психологической подготовки гиревиков в структуре поэтапной многолетней спортивной тренировки / В.П. Симень, Г.Л. Драндров // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016. – № 2 (90). – С. 177–184.

Введение. Спортивная деятельность связана с постоянным преодолением различных препятствий объективного и субъективного характера, выступающих для спортсменов биодинамическими и психологическими трудностями. Поэтому систематические занятия спортом, с одной стороны, требуют достаточно высокого уровня развития волевых качеств, адекватных содержанию препятствий и трудностей, с другой - создают благоприятные условия для их проявления и развития. Гиревой спорт, как и остальные виды спорта, характеризуется специфическими препятствиями и трудностями, обусловленными особенностями его содержания, и специфическими требованиями к уровню развития отдельных волевых качеств .

Анализ различных подходов к изучению воли и ее развитию, представленных в учебно-методической литературе, позволяет рассмотреть многообразные проявления воли, ее связь с индивидуально-психологическими особенностями человека.

Стиль волевой активности у спортсменов не зависит от вида спортивной деятельности и гендерных различий . Волевая подготовка спортсменов осуществляется успешно, если процесс воспитания воли органически связан с совершенствованием технико-тактического мастерства, развитием физических качеств, интеллектуальной подготовкой. В процессе воспитания волевых качеств у спортсменов решающими факторами являются нацеленность на высшие достижения, повышение тренировочных требований, ориентация на преодоление растущих трудностей, создание мотивационной сферы и дополнительного смысла действия .

В ряде диссертационных исследований научно обосновываются психологические критерии прогнозирования успешности выступления на соревнованиях, особенности волевой активности представителей различных видов спорта, специфика формирования волевой регуляции и саморегуляции деятельности спортсменов-единоборцев и др.

Применительно к гиревому спорту изучались критерии психического утомления в процессе выступления на соревнованиях , средства и методы регулирования предстартового и соревновательного психического состояния , раскрывались особенности мотивов и волевой подготовленности высококвалифицированных гиревиков.

Опираясь на практический опыт и здравый смысл, можно утверждать, что спортсмену нужны в совокупности все волевые качества в большей или в меньшей степени развития в зависимости от вида спортивной деятельности, и поэтому воспитание их с учетом спортивной деятельности должно входить в основное содержание подготовки спортсмена.

В современной спортивной психологии не существует единой классификации волевых качеств. Вопросы строгого разграничения роли волевых качеств в различных видах спорта на сегодняшний день не разработаны. Выявление доминирующих волевых качеств спортсменов в отдельных видах спорта позволит конкретизировать целевые установки учебно-тренировочного процесса.

В предыдущих исследованиях, выявляя показатели развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет, нами установлено, что лица, занимающиеся гиревым спортом, независимо от спортивной квалификации и гендерных различий, отличаются высоким уровнем развития целеустремленности, настойчивости и упорства. Уровень развития остальных качеств: смелости и решительности, самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания - примерно одинаков и достоверно ниже (Р<0,01) показателей целеустремленности, настойчивости и упорства.

Наряду с этим в теории и методике гиревого спорта проблема педагогических условий развития волевой сферы гиревиков 15-17 лет остается недостаточно разработанной. Это создает определенные трудности при программировании и организации учебно-тренировочного процесса гиревиков на этапах многолетней спортивной подготовки.

Реферативный обзор научно-методической литературы выявил, что в теории и практике гиревого спорта существует противоречие между необходимостью достижения российскими спортсменами высоких соревновательных результатов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет - с другой.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы нашего исследования и определена ее проблема: при каких педагогических условиях обеспечивается эффективное развитие волевых качеств у гиревиков 15-17 лет?

Цель исследования: разработать методику развития волевых качеств у гиревиков 15-17 лет, выявить и научно обосновать педагогические условия ее эффективной практической реализации.

Объектом исследования является процесс общей психологической подготовки гиревиков 15-17 лет в условиях спортивной школы.

Предмет исследования - педагогические условия развития волевых качеств у спортсменов 15-17 лет на занятиях гиревым спортом.

Методы и организация исследования. Для достижения выделенной цели применялся комплекс методов исследования:

  • теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
  • методики психодиагностики;
  • формирующий педагогический эксперимент;
  • методы математической статистики.

Для практического обоснования эффективности разработанной нами методики и комплекса педагогических условий был проведен формирующий педагогический эксперимент в спортивных школах Чувашской Республики с участием двух групп гиревиков 15-17 лет.

В контрольной группе (КГ) было 15 испытуемых, в экспериментальной (ЭГ) - 13 гиревиков.

Общая продолжительность эксперимента составила один год: с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года. Занятия проводились три раза в неделю. Всего за время эксперимента было проведено по 240 учебно-тренировочных занятий в каждой группе испытуемых, направленных как на развитие волевых качеств, так и овладение технико-тактическими действиями, совершенствование физической подготовленности в соревновательных упражнениях гиревого спорта.

Развитие волевых качеств гиревиков в КГ проводилось в рамках традиционной модели учебно-тренировочного процесса. Развитие волевой сферы гиревиков ЭГ проводилось на основе реализации разработанной нами методики и педагогических условий волевой подготовки гиревиков.

В начале и по окончании педагогического эксперимента у испытуемых обеих групп определялись показатели волевых качеств.

Результаты исследования и их обсуждение. При разработке методики развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет в условиях спортивной школы мы актуализировали четыре связанных между собой блока:

  1. Методологический, включающий фундаментальные принципы в русле гуманистических идей (субъектность и свобода).

Принцип субъективности означает, что образовательная деятельность определяется не только образовательной и воспитательной системой спортивной школы, но и уникальной индивидуальностью каждого спортсмена, поскольку каждый спортсмен включен в учебный процесс как субъект, ответственный за его результаты. Такое включение реализуется на основе самоопределения спортсмена в его спортивной деятельности.

Мы установили, что субъективная позиция спортсменов невозможна за пределами реализации принципа свободы.

Множество психологов подчеркивает связь волевых качеств с субъективным положением и свободой человека. В этом смысле воля возникает, когда человек способен отражать свои влечения, может как-то отнестись к ним. Для этого индивидуум должен быть способен подняться над своими влечениями, сделать выбор между ними, осознавая себя как субъект. В результате человеческие действия определяются не непосредственно влечениями, как естественными силами, а им самим.

Появление воли, следовательно, неразрывно связано со становлением личности как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно и произвольно определяет свое поведение и несет за это ответственность.

  1. Целевой блок, характеризующийся обучением теоретических и практических основ психологического тренинга и аутотренинга.

В теоретических занятиях формировался комплекс теоретических знаний и соответствующая компетентность в области развития и саморазвития творческой личности и ее волевых качеств. Также были представлены цели и задачи в рамках каждого тренингового и аутотренингового занятия.

На практических занятиях весь комплекс промежуточных целей и задач ориентирован на развитие волевых личностных качеств гиревиков, а также их способности творчески улучшать свои волевые качества, в зависимости от динамики активности и нагрузок.

В результате достижения поставленной цели преодолеваются возникающие трудности и препятствия. Значимость цели и уровень волевых мотивов определяют, какие трудности способен преодолевать человек. Немаловажным условием воспитания воли в подростковом возрасте является сохранение во что бы то ни было дальнейшей перспективы, конечной цели деятельности. Этому способствует формирование высших мотивов деятельности, принципов морали и убеждений, воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга. Очень важно видеть этапы достижения долгосрочной цели, наметить непосредственные перспективы, решить конкретные проблемы, которые приведут к созданию условий для достижения конечной цели.

  1. Содержательный блок, который включает содержательно-информационный и содержательно-ценностный психологические условия.

Одним из системообразующих компонентов модели волевых качеств личности являются мотивы. В подростковом возрасте потребностями выступают потребности в самоутверждении и самовыражении, потребности в свободе и информации, а также потребность быть личностью.

Немаловажное значение в процессе развития воли играют эмоционально-духовные качества и ценностные ориентации. Поэтому взаимодействие спортивного психолога и спортсмена были обусловлены терминами ценностей-идеалов, которые составляли духовное и моральное содержание на основе ведущих этических и образовательных ценностей - «свободой» и «творчеством».

  1. Технологический блок характеризует конкретные формы психологического воздействия с целью развития волевых качеств.

В технологическом блоке фундаментальным является демократический стиль общения с представлением проблемы в изучаемых аспектах в форме обсуждения, применение в практической работе для формирования волевых качеств тренингового и аутотренингового воздействия. Технологическая стратегия реализации этих условий потребовала быть спортсмену помещенным в центр процесса развития, чтобы преобразовать свое положение от пассивного объекта к активной субъективной позиции.

Методика развития волевых качеств характеризуется тремя этапами развития волевых качеств с учетом принципа постепенности (от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному).

Методика волевой подготовки также характеризуется регулярностью реализации тренировочной программы, соревновательных установок, постоянным прибавлением более сложных препятствий и трудностей, использованием самих соревнований и соревновательного метода в тренировочных занятиях.

На всех этапах нравственно-волевого становления личности коллективная работа с гиревиками 15-17 лет сочетается с индивидуальной.

  • создание условий для переживания чувства удовлетворенности от процесса и результатов занятий гиревым спортом;
  • единство и взаимосвязь развития волевых качеств с остальными сторонами спортивной подготовки: физической, функциональной, технической;
  • учет качественного своеобразия содержания препятствий и трудностей, присущих гиревому спорту;
  • дифференциация величины препятствий и трудностей с учетом индивидуальных различий в уровне развития волевых качеств.

Исследование было направлено на практическое обоснование эффективности методики развития волевой сферы с учетом выявленных в ходе теоретического анализа комплекса педагогических условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование в системе волевой подготовки гиревиков спортивной школы в возрасте 15-17 лет.

Установлено, что в начале педагогического эксперимента волевые качества гиревиков КГ и ЭГ имели недостаточную степень развития и существенно не различались между собой (табл. 1).

Таблица 1

Показатели волевых качеств испытуемых в начале педагогического эксперимента, баллы (Х±d)

Тестовые упражнения

Контрольная, n=15

Экспериментальная, n=13

Целеустремленность

Смелость и решительность

Настойчивость и упорство

Выдержка и самообладание

Показатели волевых качеств гиревиков КГ и ЭГ в конце педагогического эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели волевых качеств испытуемых после педагогического эксперимента, баллы (Х±d)

Тестовые упражнения

Группа и количество испытуемых, показатели волевых качеств

Контрольная, n=15

Экспериментальная, n=13

Целеустремленность

Смелость и решительность

Настойчивость и упорство

Самостоятельность и инициативность

Выдержка и самообладание

Установлено, что в ЭГ показатели развития волевых качеств личности гиревиков были существенно выше: целеустремленности - от 17,68±2,41 до 19,14±1,72 балла; смелости и решительности - от 15,76±2,01 до 15,96±2,01 балла; настойчивости и упорства - от 17,23±2,41 до 19,45±1,63 балла; самостоятельности и инициативности - от 14,74±2,45 до 16,74±1,57 балла; выдержки и самообладания - от 15,28±2,23 до 16,85±1,31 балла.

Высокий уровень развития волевых качеств наблюдается в целеустремленности, настойчивости и упорстве (Р < 0,05). Уровень развития остальных качеств: смелости и решительности, самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания - примерно одинаков и достоверно ниже показателей целеустремленности, настойчивости и упорства.

Это объясняется нами тем, что лица, занимающиеся гиревым спортом, в соревновательной и тренировочной деятельности чаще сталкиваются с препятствиями и трудностями, требующими проявления целеустремленности и настойчивости. В спортивной деятельности гиревиков в меньшей степени представлены ситуации, которые требуют проявления смелости и решительности - гиревой спорт не относится к экстремальным видам соревновательных упражнений. Гиревые упражнения выполняются по стандартной двигательной программе в относительно постоянных условиях, что не требует от спортсмена проявления самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания.

Заключение. На теоретической основе исследования была разработана методика, предполагающая в рамках целостного учебно-воспитательного процесса поэтапное формирование волевых качеств личности гиревиков 15-17 лет в процессе занятий гиревым спортом, движение от менее развитого до более высокого уровня, превращение внешних побуждений во внутренние. Процесс формирования волевых качеств гиревиков 15-17 лет включал три связанных между собой этапа. Первый этап охватывал от 1 до 6 месяцев воспитательной работы с юными спортсменами. Этот этап характерен применением воспитывающих волевые качества ситуаций низкой сложности. Второй этап охватывал примерно 6-12 месяцев. На этом этапе положительно зарекомендовали себя формирующие волевые сферы ситуации средней степени сложности. Третий этап в основном охватывал второй и третий год обучения. Научные материалы на этом этапе подчеркивают педагогическую эффективность формирования волевых качеств на основе включения гиревиков в так называемые ситуации большой степени сложности. На всех этапах волевого формирования личности гиревика 15-17 лет коллективная работа с детьми сочеталась с индивидуальной.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили высокую педагогическую эффективность реализации в учебно-тренировочном процессе спортивной школы разработанной нами технологии с учетом комплекса педагогических условий развития волевых качеств у гиревиков в возрасте от 15 до 17 лет.

Библиографическая ссылка

Симень В.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ГИРЕВИКОВ 15–17 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27618 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Волевые качества и их развитие

Развитие волевых качеств поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

1.преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

2. обретение человеком контроля над своим поведением;

3.выработка волевых качеств личности.

Все эти процесы подсознательно начинаются с того момента жизни, когда ре­бенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие при.ложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлени­ем мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспи­тывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологическо­го развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их анти­поды: например упрямство интенсивность, или силу воли, которая заключается в умении преодолевать встречающиеся препятствия на пути к до­стижению поставленной цели.

в понятии воли мы различаем выносливость и на­стойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели..

необходимо различать принципиальную последова­тельность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Эта принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из еди­ного руководящего принципа его жизни, которому человек подчи­няет все побочное и второстепенное

различают критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокрити­ческой оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обосно­ванной аргументации.

различают решительность, заключающуюся в отсут­ствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром приня­тии решений и смелом проведении их в жизнь.

волю характеризуют по умению подчинять свои лич­ные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

Выполняя различную деятельность, человек преодолевает различные внутренние и внешние препятствия, при этом у него вырабатываются волевые качества. Под волевыми качествами понимают устойчивые, независимые от ситуации психические образования, свидетельствующие об определенном уровне сознательной саморегуляции поведения личности.

К волевым качествам относится сила воли, то есть способность преодолевать затруднения, препятствующие достижению цели. Чем труднее препятствие на пути к цели, тем выше и сильнее проявления воли. Только преодоление препятствий с помощью волевых усилий свидетельствует об объективном проявлении силы воли.

К волевым качествам также принято относить выдержку и самообладание. Они проявляются в способности сдерживать свои чувства в случае необходимости, не допуская необдуманных и импульсивных действий, умении выполнять задуманное действие. Таким образом, самообладание и выдержка выражаются в способности волевым усилиям ослаблять действия, мысли, которые мешают достижению цели .

По мнению В.К. Калинина, существует два вида волевых качеств: базальные или первичные и системные качества. Рассмотрим их подробнее.

К базальным волевым качествам относятся: энергичность, выдержка и самообладание, терпеливость и смелость .

Энергичность – способность быстро поднимать уровень активности с помощью волевого усилия.

Смелость – способность сохранять устойчивость психических функций в случае появления опасности, а также выполнять деятельность на обычном уровне. Данное качество связано с умением идти на риск для достижения цели, а также противостоять своему страху.

Терпеливость – умение поддерживать интенсивность работы дополнительным усилием на задано уровне при возникновении внутренних препятствий, таких как, плохое настроение, усталость и т.д.

Системные волевые качества – это объединение однонаправленных проявлений сознания. Их системность связана с волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферами. Базовые волевые качества выступают основой для развития системных волевых качеств. Среди системных волевых качеств выделяют: целеустремленность, настойчивость, принципиальность, инициативность, решительность, организованность, самостоятельность, самоконтроль и самооценку.

Целеустремленность – умение человека руководствоваться твердыми убеждениями и взглядами в своих действиях. Выделяют два вида целеустремленности: стратегическую (умение руководствоваться определенными принципами во всей жизнедеятельности) и оперативную (умение ставить точные цели для выполнения отдельных целей).

Настойчивость – умение добиваться цели долгое время, не смотря на трудности. Такие люди готовы длительно двигаться к достижению цели, оценивать обстоятельства и находить в них то, что может помочь.

Принципиальность – умение руководствоваться устойчивыми принципам и взглядами в своих поступках. Она имеет свое появление в устойчивой дисциплине поведения и поступках.

Инициативность – умение генерировать и предлагать нешаблонные способы решения ситуаций, а также предпринимать попытки по реализации этих решений.

Решительность – проявляется в отсутствии колебаний при борьбе мотивов, в быстром и точном принятии решения.

Организованность – умение человека руководствоваться намеченными планами в поведении, и проявлять гибкость при изменении обстоятельств.

Последовательность в действиях проявляется в том, что совершаемые поступки вытекают из одного принципа.

Самостоятельность – умение обходиться без чужой помощи, выполняя какую-либо деятельность.

Воля формируется в процессе возрастного развития человека. До четырехлетнего возраста волевая сфера ребенка характеризуется неустойчивостью. Обычно желания сменяют друг друга быстро, могут носить неопределенный характер. Уже в четырехлетнем возрасте желания приобретают более устойчивый характер. В этом возрасте появляется борьба мотивов, то есть дети способны после некоторых раздумий сделать выбор между несколькими действиями.

Воля не развивается сама по себе, а в связи с общим развитием личности. У детей творческого типа или увлеченных интересным занятием формируется достаточно высокий уровень развития воли. Именно увлеченность делом, сопровождаемая трудом, способствует формированию волевых качеств.

Формирование воли в первую очередь зависит от родителей. Одно из важных условий воспитания выступает формирование у ребенка сознательной дисциплины. Развитие волевых качеств является предпосылкой дисциплинированности, которая помогает понимать необходимость соблюдения правил поведения, а также регулировать свои желания.

В воспитании волевых качеств важную роль играет школа. Она предъявляет ряд требований к ребенку, без которых не возможно школьное обучение, формирует дисциплинированность ребенка.

Учитель оказывает непосредственное влияние на формирование волевых качеств ребенка, а также различных характеристик. Дети часто стремятся подражать поведению учителя.

Физическое воспитание ребенка оказывает не менее важное влияние на развитие волевых качеств ребенка. В старшем возрасте формирование волевых качеств не прекращается. Они достигают наивысшего развития в трудовой деятельности.

Развитие волевой регуляции происходит в нескольких направлениях:

  1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
  2. Обретение контроля над поведением.
  3. Выработка волевых качеств.

Все перечисленные процессы начинаются с того момента, когда ребенок начинает овладевать речью.

Внутри каждого из этих направлений происходит специфические преобразования, способствующие развитию волевой регуляции. Например, воля как познавательный процесс вначале выступает как форма внешнеречевой регуляции, а затем выступает как форма внутриречевого процесса. В поведении сначала волевое управление касается произвольных движений только отдельных частей, а позже становится сложным комплексом движений. В развитии происходит движение от первичных качеств к системным.

Кроме того существует еще одно направление развития волевых качеств когда человек сознательно ставит перед собой трудно достижимые цели и задачи, требующие волевых усилий.

Развитие волевой регуляции поведения у детей связано и с интеллектуальным уровнем, проявлением личностной и мотивационной рефлексии. В связи с этим воспитывать волю, не обращая внимания на общее психологическое развитие не целесообразно.

Особая роль в развитии волевых качеств у детей отводится игре, как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Разные виды игры вносят свой специфический вклад в развитие волевых качеств. Предметные игры способствуют развитию произвольной регуляции. Сюжетно-ролевые игры закрепляют у ребенка необходимые волевые качества. Коллективные игры укрепляют саморегуляцию поступков. Учение вносит наибольший вклад в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов .

Список литературы:

  1. Еникеев, МИ. Общая психология. Учебник для студентов вузов / М.И. Еникеев. – М.: «ПРИОР», 2000. – 400 с.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. - СПб: Питер, 2017. - 582 с
В общей психологии волю принято считать психическим процессом, обладающим при этом определенными качествами.

Сила воли

На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила. Сила воли - обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей.

Именно препятствия, объективные и значительные, преодолеваемые с помощью волевых усилий человека, являются значимым показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание

Выдержка и самообладание проявляется в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Целеустремленность и настойчивость

Целеустремленностью обозначают сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. С целеустремленностью часто связывают такое качество, как настойчивость. В общем, можно сказать, что первое понятие включает в себя второе, потому что целеустремленный человек всегда настойчивый. При этом настойчивый человек не всегда целеустремленен, потому что он может не обладать ясным видением конечной цели своих усилий, и усилия эти могут носить необоснованный характер (усилия ради усилий).

Целеустремленность разделяют на стратегическую и тактическую (или оперативную). Эти два вида касаются целей разного масштаба. В первом случает целеустремленность обозначает ясное понимание цели жизнедеятельности в значительном промежутке времени (месяцы, годы и даже десятилетия). Данный вид целеустремленности проявляется в определенных жизненных принципах и идеалах, именно через них (через внутренние законы) во многом и реализуется жизненная стратегия, ориентированная на достижение конечной цели. Тактическая (оперативная) целеустремленность заключается в умении настраиваться на достижение краткосрочных целей (от нескольких часов до дней). Если для стратегической целеустремленности чуть ли не решающим фактором является последовательность и самодисциплина, принципиальность, то для тактической целеустремленности значительно важнее сила воли, проявляющаяся в первую очередь в способности мобилизовать физические и умственные способности, пройти через череду неприятных ощущений, мелких неудач.

Упрямство

Упрямство является как раз тем частным случаем настойчивости, когда важна не столько цель, сколько сами усилия, процесс деятельности, мнения окружающих. Упрямство часто выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия.

Часто наблюдается упрямство у детей. Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия. Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями. У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут). В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.

Инициативность и самостоятельность

В русском языке словом "воля" обозначается еще и свобода (пример: "Выпустить животное на волю... Дать волю рукам..."). Воля как психический процесс обозначает свободу, способность человека к совершению тех или иных действий. Если человек, находящийся в неволе (за решеткой), не имеет возможности заняться, например, подводным плаванием - в силу внешних факторов, то безвольный человек не имеет возможности заняться подводным плаванием из-за того, что ленив и боится воды.

Поэтому важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность - способность, внутренняя готовность предпринимать попытки к реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности и несамостоятельности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный и инициативный человек. Если человек с детства привыкает, что причина каждого его поступка должна лежать извне (потому что так велят родители или другие, более активные сверстники, так предписано правилами или традициями), то потом ему очень сложно дается достижение любой, стратегической или тактической, цели. Потому что путь к цели состоит из множества отдельных поступков, а если на каждый поступок ждать одобрения со стороны, то на достижение цели может уйти на порядок больше времени, если только человек не "перегорит" на полпути.

Самостоятельность проявляется не только в способности осознанно принимать решения, но и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен и критически оценить советы и предложения других людей, и действовать на основе своих взглядов и убеждений, и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов, руководствуясь здравым смыслом.

Решительность

Решительность проявляется в отсутствии излишних колебаний, сомнений в борьбе мотивов, умении преодолевать внутренние конфликты. Но главное - эффективность проявляется в своевременном и быстром принятии решений. У любого действия, поступка есть промежуток времени, как бы предназначенный для этого действия или поступка, то есть это - наиболее оптимальное время. Решительность - это способность действовать тогда, когда надо, а не тогда, когда хочется.

Кроме объективной пользы решительность имеет огромное субъективное значение. Действуя решительно, человек - можно сказать - предметно, наглядно ощущает свои возможности, свою готовность к оперативным, эффективным действиям. В дальнейшем он сможет планировать свои действия, подстраивая под ситуацию, будучи при этом уверенным, что в нужный момент он не отступит назад, не смутится. Решительность, таким образом, является очень важным компонентом предприимчивости - в самом широком смысле этого слова.

Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Слишком выраженная решительность, однако, имеет возможность выродиться в импульсивность, проявляющуюся в торопливости, нерациональном принятии решений, необдуманности поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.

Решительность и импульсивность различаются следующим. В первом случае человек склонен действовать рационально в любой ситуации, даже в самой бурной. Он не просто быстро принимает решения, он к этим решениям долго готовится, загодя тщательно анализируя возможное развитие событий. Можно сказать, что он руководствуется принципом Суворова "Тяжело в учении - легко в бою". В самом "бою" (в переносном или буквальном смысле) решительный человек руководствуется строгой логикой, четкими алгоритмами. Импульсивный же человек всей этой рациональности лишен. Он надеется на "авось" или свою интуицию.

Качество самоконтроля

Поставленные задачи будут тогда решены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности.

Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. Стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, и спланированное уже никогда не будет выполнено.

Высокая самооценка часто приводит к переоценке своих возможностей. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике, в силу несбыточности задач.

Развитие волевых качеств

Воля, как и другие психические процессы, формируется, развивается и корректируется в ходе возрастного развития человека, начиная с рождения и до самой смерти. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения и чисто инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее.

Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер.

В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы. Почти сразу начинаются внутренние конфликты - между гедонистическими и моральными мотивами. Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку. Если ребенок видит, что, например, папа по утрам делает гимнастику, преодолевая собственную лень и желание поспать подольше, то можно предполагать, что он "заразится" этим стремлением делать то, что надо, а не то, что хочется. Если ребенок наблюдает, как его родитель безуспешно борется со своими вредными привычками (курением, пьянством, обжорством...), то у него может рано сформироваться уверенность в том, что есть такие слабости, которые не побороть.

Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Уже с первого класса он начинает понимать, что если будет хорошо изучать математику, то может стать ученым или инженером, если у него будут успехи по русскому языку, он может стать писателем или журналистом, если будет сильным и выносливым, то может стать спортсменом или военным. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее (в разных масштабах времени). Именно в школе развиваются такие важные качества воли, как целеустремленность и настойчивость. В свою очередь, следует это тоже отметить, целеустремленность и настойчивость являются чуть ли не самыми главными личностными качествами школьника, способствующими его обучению (самый яркий пример этому - Ломоносов).

Большое значение для развитии воли имеет увлеченность ребенка. При этом значение увлеченности может быть и очень позитивное, и очень негативное. Увлечение сложными, многоплановыми видами деятельности, такими как конструирование или творческая деятельность, занятиями в спортивной секции, особенно такими, где иногда приходится преодолевать свою лень, неприятные ощущения, может способствовать развитию силы воли, целеустремленности и иных качеств. Увлечение игровыми видами деятельности (например компьютерными играми) может ослабить волю, потому что любая игра обладает собственным вымышленным пространством, и в этом пространстве игрок деперсонализирован, частично или полностью, а развитие личности происходит именно тогда, когда человек действует от имени собственного "Я", принимает на себя полноту ответственности за свои действия.

Согласитесь, нередко мы задумываемся о том, как здорово бы нам жилось, если бы все получалось само собой, но день за днем сталкиваемся с различными трудностями. Они поджидают нас на каждом шагу. Даже для того, чтобы сходить в ближайший магазин за хлебом, нам нужно уговорить себя встать с дивана, одеться и выйти на холод. Что уж говорить о серьезных начинаниях, связанных с трудовой деятельностью или самосовершенствованием. Тем не менее, мы идем вперед, только свой путь каждый выбирает сам. Его длина и скорость движения по нему во многом зависят от того, как человек относится к трудностям, сколько он готов преодолеть, чтобы достичь цели. То есть, в игру вступает воля и волевые качества личности, которым и посвящена наша статья.

Волевые качества личности и их характеристика

К волевым качествам личности относятся:

  • решительность – способность быстро выбрать цель и способ ее достижения даже в сложной ситуации выбора, когда дело связано с риском;
  • целеустремленность – уверенное движение к поставленной цели, готовность отдать много времени и сил ради ее достижения;
  • настойчивость – возможность доводить начатое дело до конца, не отступать и не сворачивать со своего пути на более легкий;
  • смелость – умение преодолевать растерянность и страх, даже при трезвом осознании возможных опасностей;
  • дисциплинированность – осознанное подчинение поведения определенным нормам и правилам;
  • выдержка – самоконтроль, способность с помощью усилия воли тормозить действия, препятствующие реализации задуманного;
  • самостоятельность – способность действовать в одиночку, без оглядки на окружающих, а также оценивать их поведение, исходя из своих собственных убеждений.

Формирование волевых качеств личности

Психология волевых качеств личности утверждает, что они не являются врожденными. Но очень важно понимать, что они все же зависят от темперамента, который определяется физиологическими особенностями нервной системы. То как люди реагируют на сложности в определенной степени связано со скоростью и силой психических реакций, но вообще развитие волевых качеств личности происходит в процессе деятельности и приобретения личного опыта.

Первые волевые акты можно наблюдать в достаточно раннем возрасте, когда ребенок учится контролировать себя, то есть не требует удовлетворения потребностей непосредственно в момент их проявления. В процессе общения и познания окружающего мира формируется характер, и волевые качества личности впоследствии займут одно из ведущих мест в личностной структуре.

Сделать что-то без участия воли можно только испытывая физиологическую потребность или сильное желание. О каком развитии в такой ситуации может идти речь? Но нас с детства приучают, что кроме слова «хочу» есть слово «надо», и что зачастую второе гораздо важнее первого. Так мы приобретаем способность учиться и работать, каждый день выполнять определенные обязанности, а также взаимодействовать с другими людьми в определенных рамках.

Диагностика волевых качеств личности может проходить как в рамках психологического обследования, так и с помощью оценки достижений и способов реакций субъекта. Иногда для проверки уровня их развития специально создаются проблемные ситуации, например, стрессовое интервью при устройстве на работу или специальные испытания.

Личностное развитие возможно только в процессе преодоления препятствий. Обычно, чем сильнее проявляются волевые качества, тем успешнее трудовая деятельность человека, уровень жизни и удовлетворенность от нее в целом.