Что такое молодость и старость. Старость и молодость как элементы воспитания

Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза. Выделяют три стадии взрослости:

  • ранняя взрослость (молодость - от 20-23 до 30 лет)
  • средняя взрослость (зрелость - от 30 до 60-70 лет)
  • поздняя взрослость (старость - после 60-70 лет)

Признаки взрослости (по Г. Крайг):

  • новый развития, в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
  • способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
  • преодоление зависимости и способность брать ответственность;
  • некоторые черты (твердость, надежность, честность и т.д.)
  • социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Молодость (от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее - его духовный рост, развитие .

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией.

Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При эгоистической направленности личности в создании семьи доминирует эгоистический мотив (материальный достаток, престиж, власть и т.д.) Профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического . В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления .

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. В дружбе, например, определяющим является именно созвучие двух людей, сущность их отношений.

Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни, который возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным; происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Весь кризис в целом знаменует переход от молодости к зрелости.

Зрелость (от 30 до 60-70 лет) - самый длительный для большинства людей период жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает вершина, высшая ступень.

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет. Главные линии развития - это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей, идей) и неуспокоенность - стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота - добродетели зрелых людей. В ( , ) центральное значение придавалось процессу самоактуализации взрослого человека. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных потребностей, но привержены высшим ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот.

Для ранней взрослости свойственно усиленное развитие психических функций. Стабилизация наблюдается в период 33-35 лет. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Установка на совершенствование своей , поиск информации способствует развитию образного, практического, вербально-логического мышления.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования, вид и характер профессиональной деятельности.

Марина Никитина

Детство, юность, молодость, зрелость и старость начинаются и заканчиваются по-разному. Но стоит предварительно обозначить некоторые границы, отделяющие один этап развития от другого. Иначе трудно разобраться, какой этап чем примечателен.

Молодость и зрелость: где начало, где конец?

Принято отделять молодость от зрелости человека по уровню физического и психологического развития. Считается, что взрослость подразделяется на три этапа:

Ранняя (начинается с возраста 20-23 лет и продолжается до 30 лет) – молодость.
Средняя (длится с 30 лет до 60-70 лет) – зрелость.
Поздняя (начинается после 60-70 лет) – старость.

Вы встречали людей, которые выглядят или ведут себя не на свои биологические годы? Например, девочка с мудрым серьезным взглядом на жизнь или мужчина с сединой, которому попал “бес в ребро”? Такие люди не попадают в представленную выше, обобщенную классификацию. Бывают печальные случаи, когда одно событие потрясает так, что добавляет человеку несколько лет или десятков лет жизненного опыта за один день. Вот почему границы между возрастами условны. Поэтому далее при сравнении качеств разных возрастных жизненных периодов паспортный возраст во внимание браться не будет.

Молодость – это период жизни человека, когда детство уже не имеет власти над разумом, физическое развитие закончилось (тело сформировалось). Это подходящий отрезок жизненного пути для поиска спутника жизни, создания семьи. А еще для продуктивной работы на благо общества, самостоятельного мышления, формирования мировоззрения, творчества. Хотя последним – творчеством – занимаются в любом возрасте, однако именно в молодые годы творческая продуктивность велика.

Зрелость – наиболее продолжительный период времени, занимающий значительную часть всего жизненного отрезка каждого человека и характеризующийся наивысшим уровнем развития духовных, эмоциональных, интеллектуальных способностей. Насчет духовного уровня — спорный философский неоднозначный вопрос.

Характеристика молодости человека

Ведущей деятельностью в период до тридцати лет становится профессиональная. Индивид опробовал на себе несколько видов рабочей занятости, что позволило выбрать сферу предпочтительной деятельности, хотя так бывает не всегда.

Также в этом возрасте наступает социальная зрелость, проявляющаяся в формировании моральных устоев, связанных с оценкой и принятием близких для личности социальных норм, правил поведения. Повышается социальная значимость и накапливается кое-какой жизненный опыт, появляется .

Сфера познания, мыслительная деятельность характеризуется пиком своего развития, увеличенным до личностного максимального предела объемом запоминаемой информации. Достаточно сильно развита именно вербальная составляющая памяти. То, что запомнилось в молодости хорошо сохраняется в долговременной памяти человека.

У молодого индивида появляется, в отличие от юности, больше усидчивости, так как энергия направляется в сторону аналитической мыслительной деятельности. Появляется возможность полностью концентрировать свое внимание на выбранном объекте, процессе, проводя свои собственные “мыслительные исследования”. Человек может строить логические цепочки и, складывая жизненный опыт с теоретическими, мертвыми знаниями, убеждаться на практике в правильности либо ложности втолкованных ранее взрослыми суждений. Синтетические процессы работы головного мозга находятся в “расцветающем” состоянии в период молодости.

Так как период до тридцати лет приходится на начало пика сексуальной активности, то немудрено, что вместе с этим обостряется слуховая, зрительная чувствительность и происходит активация центра движения. В молодой период отмечается феномен «консервации возраста», заключающийся в “застывшем” оценивании своего возраста после тридцати лет. Это значит, что человек, достигший рубежа зрелого возраста в тридцать лет, начинает в последующих периодах оценивать неадекватно количество прожитых им лет, а именно, консервирует возраст на тридцатилетней отметке. Чем больше возраст, тем на большее количество лет идет занижение возраста от номинального.

Большинство молодых людей пытаются соответствовать общепринятым , чтобы вписываться в поток жизнедеятельности, в то же время вопросы разрешаются с применением творческой составляющей.

Прошедший юность молодой человек пытается соответствовать социальным нормам, принятым в обществе, либо обоснованно отрицать их. Наблюдается повышение силы воли при благоприятных условиях развития личности на фоне столкновения интересов идеального представления про сущность собственной личности и реального индивида.

Именно в период молодости наблюдается примерка на себя разных социальных ролей. По словам психологов происходит кризис молодости или идентичности – условный период, характеризующийся первыми разочарованиями и осознанием конечности человеческой жизни, а также несоответствием желаемого и реального положения дел. Вследствие этого могут наблюдаться , параноидальные состояния, опустошенность, неудовлетворенность.

Характеристика зрелости человека

По хронологии развития человека, как уже отмечалось выше, зрелость – это размытый период жизнедеятельности человека, который охватывает период от конца юности вплоть до начала старости. Что касается профессиональной деятельности, в столь важный отрезок жизни происходит расцвет активности на работе и подъем в карьере. подвержены окончательному становлению, после которого изменение происходит неохотно и редко.

В психологической науке принято считать, что развитие в зрелом периоде жизни заканчивается, поэтому у одних возникает спокойная удовлетворенность, у других – депрессия и печаль при отсутствии какой-либо реализации личностного или профессионального потенциала.

На фоне прожитых лет увеличивается способность властвовать и удачно организовывать мероприятия и работу людей, коллектива, поэтому именно зрелых, а не молодых берут на работу администраторами, директорами, начальниками высшего звена. И они успешней справляются с поставленными перед ними задачами. Взрослый человек может и хочет сам построить систему ценностей собственной личности, согласованной с общепринятой, и предпочитает обсуждать при возникшей необходимости нюансы этой модели. Появляется склонность к отвлеченным философским рассуждениям, которые характерны именно для зрелого возраста.

В зрелом человеке обычно уживаются сразу несколько психологических индивидов, принимающих на себя разные социальные роли. Потребность в столь большом “разбрызгивании” личности диктуется сформировавшимися обязательствами, которые “держат” человека в своих сетях. Довольно трудно разорвать такие связи без переживания нападок со стороны удивленных окружающих вас людей, которые привыкли именно к такому положению дел.

Молодость и зрелость: аргументы

Аргументы, свидетельствующие в пользу молодости:

Различие или несоответствие реального и “душевного” возраста человека.
Внутренний мир молодого парня или девушки претерпевает изменения и может быть гибким, что полезно для осознания некоторых сложных жизненных вопросов и формирования нешаблонного отношения к реальности.
Вам двадцать пять – значит, все еще впереди. Весь мир еще подчиняется ритму биения сердца и только выбирайте среди бесконечного числа возможностей.

Сексуальная активность обоих полов в отличном состоянии.
Молодость обозначает отказ от наплевательского отношения к ответственности, хотя при наличии детей уровень этого показателя повышается. .
Молодой человек рискует прислушиваться к своей интуиции за неимением достаточного жизненного опыта, и оказывается прав.
Нет привязки к конкретному образу действий, легкое принятие изменений
Следование еще не забытым радужным мечтам, оставшимся от нежного юного возраста.

Аргументы, свидетельствующие в пользу зрелости:

Человек уже знает цену молодости, ошибок и завышенных требований.
Устойчивые установки, правила, которые усвоены еще в юности, становятся своеобразными непоколебимыми “столбами”, благодаря которым зрелый индивид чувствует защиту в изменяющемся мире.
Способности воплощения планов в жизнь ограничивается фактором рождения детей. Кроме этого есть неприятные обязательства, больные или старые родственники, уменьшившиеся силы (физические и моральные).
Половая функция у женщин продолжает быть на пике, а у мужчин постепенно уменьшается.

Зрелость дает право и одновременно необходимость в полной мере и поступки. Уменьшается количество людей, которые собрали много жизненного опыта, чтобы сказать вам, как надо и не стоит делать. Никто вас не учит.
Умудренный жизненным опытом человек для каждой сложной жизненной ситуации способен подыскать похожую из своей памяти и предсказать, чем закончится дело. Это помогает сохранить душевное спокойствие и .
Отказ от иллюзий, трезвая оценка жизненных трудностей и ценностей.
Выработка индивидуального стиля жизни, одежды, общения, отличающего и выделяющего человека из массы людей и показывающего его в выгодном свете.
Уже есть воспоминания о прошлом, свидетельствующие о полученном жизненном опыте.

После ряда рассмотренных особенностей, присущих только молодости, либо относящихся однозначно к зрелости, трудно сказать, что лучше. Да это и не важно, ведь при любом развитии событий внешнего мира, внутри у каждого происходит борьба либо воцаряется вселенское спокойствие, которое зависит исключительно .

29 марта 2014, 15:49

Психолог: Человеческую жизнь можно сравнить с длинной дорогой. Когда человек молод, она кажется ему бесконечной, он живёт с ощущением, что у него ещё всё впереди и в его распоряжении много времени. Так много, что порой он даже не знает, как его использовать и чем заполнить. На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, человек оглядывается назад и видит, что годы пролетели, словно один миг. Он сознаёт, что время нельзя было растрачивать по пустякам в ущерб тому, что было задумано, о чём мечталось. Подробнее о возрастных особенностях человека расскажет мой друг Врач.

Что такое возраст?

Врач: Возраст – это один из периодов, этапов или циклов развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается изменениями в организме, в умственном развитии человека, а также в самом его отношении к окружающим людям и миру в целом.
Считается, что человек от рождения до смерти проходит через пять основных возрастных этапов, пять эпох своей жизни: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Давайте поговорим о каждом из них.

1. Детство

Что такого особенного в детстве?

Врач: Детство это самый активный, самый многообразный период в жизни человека. За 11-12 лет он проходит огромный путь от новорождённого до подростка. Казалось бы, ребёнок первого года жизни только спит, ест и плачет, совершает лишь неловкие попытки перемещаться в пространстве, управляться с предметами, вступать в общение. Но именно в эти месяцы человек составляет мнение о том мире, в который пришёл. В детстве важно всё: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – любовь. Если малыш лишается ласки матери, у него развивается глубокая психическая и физическая отсталость.

Детство можно разделить на несколько периодов?

Врач: Совершенно верно. Сделав первые шаги, ребёнок тем самым вступает в период раннего детства – от года до трёх. Это совершенно особое, уникальное время, когда человек овладевает такими фундаментальными и принципиально новыми для него способностями, как ходьба, речь и мышление.
Возраст от трёх до шести лет принято называть дошкольным детством. Ребёнок быстро расширяет собственные возможности: сам ест и одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать и резать ножницами. Особенно важно в этот период совершенствовать мелкие и точные движения рук. Психологи доказали, что подобные действия напрямую связаны с развитием мозга.
Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Если этот переход совершился успешно, то от 7 до 11-12 лет развитие ребёнка протекает плавно, без каких-либо особых проблем. Отношения с папой и мамой, оставаясь по-прежнему значимыми, всё же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя. Рождается дружба, потрясают первые предательства. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он увлекается то рисованием, то музыкой, то спортом, пробует себя в самых разных областях.

2. Этот трудный переходный возраст

А что особенного в отрочестве?

Врач: Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок – примерно с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Этот процесс сопряжён не только с радостями, но и с трудностями. В период самого бурного роста мальчики прибавляют в год от 7 до 12 см. Девочки вырастают на 6-11 см в год. Внутренние органы, не поспевающие за ростом тела, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей и излишним весом. Недавняя детская лёгкость и резвость сменяются неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно он не привык к новым границам своего тела.

Почему подростковый возраст называют «трудным»?

Врач: Физические изменения вызывают смятение. То и дело в голову приходят вопросы: «Почему я такой толстый? Почему у меня непропорционально длинные руки и ноги? Почему у здоровенного парня высокий детский голос или заметная грудь у девочки, которая ещё чувствует себя ребёнком?» Подросткам трудно поверить, что все эти проблемы временные, и многих они приводят в отчаяние.
Подростковый возраст - самый драматичный в жизни человека. Во многом это связано с двусмысленностью положения подростка в современном обществе. Он вдруг лишается большинства привилегий детского возраста. От него ждут взрослой серьёзности и ответственности за свои поступки. Учителя и родители не склонны снисходительно относиться к проявлениям легкомыслия и беспечности – всего того, что прощают детям. Однако преимущества взрослых подростку не предоставляются. Он зависит от родителей материально и морально, должен отчитываться перед ними, куда идёт, с кем и зачем. Между подростком и взрослым словно идёт нескончаемый спор. «Я уже не ребёнок!» - заявляет молодой человек, отстаивая своё право на самостоятельность. «Но ты ещё не взрослый!» - отвечают ему, ограничивая и контролируя. «Я ещё не взрослый!» - говорит он, прося о поддержке и терпимости. «Но ты уже не ребёнок!» - слышит он на это и сталкивается с постоянным требовательным недовольством старших.

Ну, как здесь не сорваться!

Врач: Да, неудивительно, что подростка часто отличает раздражительность, даже агрессивность. Порой у него возникают напряжённые отношения с семьёй. Подросток как бы отстраняется от родителей, перестаёт признавать их незыблемый авторитет. Особую роль в его жизни начинают играть сверстники. Отрочество - это возраст коллективизма и подражания. Подросток стремится одеваться, говорить и думать «как все наши».

3. Юность и зрелость

Подростковые проблемы со временем проходят?

Врач: К 16 годам в основном завершается ускоренный рост организма, улучшаются самочувствие и внешность. Наступает пора юности. Ребёнок окончательно превращается во взрослого. Исследования показывают, что существенной разницы между мышлением юноши и взрослого человека нет. Расцвет переживают и другие способности: в юности часто сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают. Юноша уже, как правило, знает, что ему нужно, и может управлять собой. Меняется отношение к учёбе: она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов. Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». Сами обстоятельства жизни заставляют совершать серьёзный выбор: профессии, круга общения, стиля поведения, а возможно, и спутника жизни. Постепенно налаживаются отношения со старшими. Пережив острое разочарование в подростковом возрасте, человек в юности начинает по-новому относиться к родителям и учителям.

Чем зрелость отличается от юности?

Врач: Взрослостью или зрелостью принято называть длительный этап между юностью и старением, примерно с 25 до 60-65 лет. Положение в обществе взрослых людей более высокое, чем у молодых. И это, в общем, справедливо: уже накоплен жизненный опыт, есть знания и умения, которые приобретаются только с возрастом. Взрослый человек – это состоявшаяся личность со своим багажом знаний и умений. Взрослый человек способен принимать самостоятельные решения и главное – нести ответственность за сделанный выбор, быть хозяином собственной судьбы. Вместе с тем люди с богатым жизненным опытом спокойно относятся к жизни, принимая её такой, какая она есть.

4. Старость

Старость у всех разная!

Врач: Верно. Люди по-разному проживают детство, юность, зрелые годы, но, пожалуй, никогда эта разница так не бросается в глаза, как на склоне дней. Кто-то и в 70, и в 80 лет полон бодрости, планов, идей, к нему тянутся окружающие, его мнением дорожат. Другой в том же возрасте лишь «доживает», целиком поглощённый своими болезнями и сожалениями об ушедшей молодости, а постоянное брюзжание и манера всех поучать способны вызвать раздражение даже у близких.

Чем вызвана такая разница?

Врач: Считают, что самоощущение человека в старости во многом зависит от оценки им пройденного пути: испытывает ли он в итоге удовлетворение от сделанного и происшедшего или отчаяние, вызванное осознанием, что всё было не так, а теперь ничего не изменишь.
Самое тяжёлое в старости – это утратить смысл существования. Главные жизненные задачи выполнены, от человека уже никто ничего не ждёт, и сам себя он порой начинает воспринимать ненужным, случайно забытым обломком прошлого. Для стариков в полный рост становится вопрос о приближения смерти. Необходимо выработать своё отношение к ней.

Да, старость – непростой возраст!

Врач: Но вместе с тем это вершина жизни, точка максимального накопления опыта, знаний, мудрости. Пора максимальной свободы от обязательств и суеты. Знаменитый английский писатель Бернард Шоу, который прожил 94 года и до самой смерти сохранял удивительную работоспособность, бодрость и чувство юмора, в беседе о старости подчеркнул: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума».

Почему люди старятся и умирают?

Врач: Знаменитый римский комедиограф Публий Теренций объявил старость болезнью. Многие из современных учёных согласны с ним. Они считают, что возрастные изменения – результат повреждений, накапливающихся на различных уровнях организма. Упрощенно говоря, мельчайшие частицы, из которых состоит клетка, в процессе своей жизни неизбежно получают повреждения, «портятся». С такими клетками вступают в борьбу защитные системы организма. Но в них тоже накапливаются испорченные молекулы. В результате с возрастом значительно снижается способность исправлять повреждения, возникающие внутри организма. Какая-то из очередных «поломок» убивает человека…

Но есть и другая точка зрения?

Врач: Некоторые учёные видят в старости закономерный этап развития организма. Смерть, считают они, «запрограммирована» в нём с самого его зарождения. Ведь смерть незримо присутствует в каждом из нас уже с первых дней существования. Жизнь отдельных клеток, из которых состоит организм, заметно короче жизни всего организма. Например, каждую секунду внутри любого человека умирает порядка 4 миллионов клеток крови, миллионы клеток кожи, хрусталика глаза, костей и т.д. Их место занимают новые, более молодые. Но с каждым циклом обновления в человеке накапливаются удручающие изменения: постепенно теряется упругость кожи, появляются морщины, уменьшается просвет кровеносных сосудов, изнашивается сердце и наступает время, когда клетки в жизненно важных органах перестают обновляться. Органы начинают стареть и разрушаются…

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати - как к слуге, а после двенадцати - как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, - отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа - здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, - все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность -важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух - двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

Детство

Длится первые тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде -- обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

Юность

Начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги -- склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность -- ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом -- уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.

Зрелость

Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента -- сначала по отношению к супруге /супругу/, затем -- к ребенку.

Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О.Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап -- десоциализацию -- отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап -- ресоциализацию -- обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда -- в армии.

Старость

Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус -- от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти -- подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.

Агенты социализации

Поскольку социализация делится на два вида -- первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации -- родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации -- администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.

Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые -- одну, две (СМИ -- информация, идеологическая обработка).

Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию -- облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими -- чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые -- нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.

Начальная (первичная) социализация -- область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я". Вторичная продолженная социализация -- область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.