Темы проектов для группы продлённого дня. Группа продленного дня в школе (методические рекомендации)








^ Цел и и задачи внедрения проектного метода: Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.


Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; 3. Формирование социально адекватных способов поведения.


Ученик Определяет цель деятельности. Открывает новые знания. Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несет ответственность за свою деятельность. Учитель Помогает определить цель деятельности Рекомендует источник получения информации. Раскрывает возможные формы работы. Содействует прогнозированию результата. Создаёт условия для активности школьника. Партнер ученика. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.




Характеристика проектного метода. Личностно – ориентированный; Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; Развивающий умения самовыражения, Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;






Проектная деятельность младших школьников способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

СТАТЬИ УЧИТЕЛЕЙ ГИМНАЗИИ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области педагогики, и касается изучения особенностей проектной деятельности в условиях группы продлённого дня у младших школьников.

Актуальность темы заключается в том, что современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями - предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Попробуем ответить на данный круг вопросов.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей проектной деятельности младших школьников в группе продлённого дня.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи :

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания;

3. анализ проектной деятельности в условиях группы продлённого дня.

РАЗДЕЛ I ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.

1.1. Понятие «проектная деятельность»

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин-педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.

Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности. Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

По К.М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс.

Процесс создания проекта называется проектированием. Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектирование понимается и как управления стихийным развитием предметного мира.
В психологическом знании понятие проектирования в последнее время примирено значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская). В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания. Е.И. Исаев указывает, что «проекты выступают в роли дополнений; они направлены на то, чтобы изменить наличное положение дел. По содержанию проектирование выступает как образование уже существующих объектов в новую форму». Е.И. Исаев представляет позицию, согласно которой проектирование является движущим механизмом подлинно развивающего образования: «предметом проектирования и является создание условий шага развития системы образования в целом, перехода из одного состояния в другое».
В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.

Отечественным педагогом С.Т. Шацким основные элементы проектов были определены так: реальный опыт ребенка, который … должен быть выявлен педагогом; организованный опыт, т.е. организации учеников занятий на основе того, что знает (обязан знать) переработать опыте своего подопечного, полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки.

Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В.И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности.

Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других. Анализ системы понятий, связанных с проблемой исследования, представленный в работах, показывает ее комплексный, междисциплинарный характер. Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер. Можно обозначить еще целый ряд понятий, имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников: проектная ситуация (В.И. Аверченко, К.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов), проектное моделирование (Н.Н.Нечаев).

Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования - выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной образовательной среде.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у учащихся цельного знания: соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.

Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к со организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.

1.2 Особенности проектной деятельности у младших школьников.

В настоящее время метод проектов рассматривается как «совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» .

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик .

Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности; да?т им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Богатыми возможностями для организации проектной деятельности

учащихся начальных классов обладают все учебные предметы. Включение

метода проекта в обучение в начальной школе в дальнейшем поможет содержательно и грамотно осваивать учебный материал подростковой школы.

Специфика проектной деятельности младших школьников заключается

в том, что в начальной школе е? прообразом становятся проектные задачи. При реализации проекта ученикам не задается порядок действий, они сами определяют весь набор необходимых материалов, способов действий, с помощью которых достигается результат. Для решения же проектной задачи

младшим школьникам предлагаются все необходимые материалы и средства в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных, и проектная задача всегда носит групповой характер и имеет иную систему оценивания. Иными словами, под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор учебных заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей .

На основе анализа педагогической и методической литературы нами были выявлены и систематизированы характерные особенности проектной деятельности, которые условно были разделены на три группы: содержательные, организационно-управленческие и результативно-оценочные особенности.

школьников отнесены следующие:

Интегрирование знаний и умений из различных областей науки,

техники, технологии;

Синтезирование элементов игровой, познавательной, учебной, ком-

муникативной, творческой деятельности;

Создание творческой обстановки и возможности переноса извест-

ных учащимся способов действий в новую для них практическую

ситуацию;

ных умений, навыков и способов деятельности;

Возможность осуществлять межпредметные связи с другими учеб-

ными предметами начальной школы;

Организационно-управленческие особенности проектной деятельности:

Поэтапное планирование проектной деятельности с уч?том возрас-

тных особенностей младших школьников: от элементарных про-

ектных задач (иногда с привлечением родителей) до предметных и

общепредметных проектов разного типа;

Организация индивидуально-групповых проектных форм учебной

деятельности, моделирование учебного сотрудничества как в малых

одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

Позиции и функции учителя: учитель - организатор познавательной

деятельности учеников, партнер, а не источник готовых знаний и ди-

ректив, тьютор, помощник, консультант, режиссер.

Результативно-оценочные особенности проектной деятельности прояв-

ляются в следующем:

Результат проектной деятельности - итоговый «продукт»: макет,

альбом, иллюстрированный журнал, книга стихов и т.п.;

Оценка учителя есть одна из многих оценок, которые выставляют

разные субъекты образовательного процесса, включая самооценку

учащихся;

Оцениваются способности школьников взаимодействовать внутри

малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать

путь е? решения и т.д.;

Главной является оценка процесса (процесса решения проектных

задач, процесса предъявления результата) и только потом оценка

самого результата.

1.3 Этапы создания проекта

Были также определены этапы создания проекта и охарактеризована деятельность учителя и учащихся на этих этапах.

Этап 1. Разработка проектного задания. Планирование.

Деятельность педагога: определяет тему, формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта); вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Выбирает рабочие группы и распределяет в них роли, определяет источники

информации, ставит задачи, выбирает критерии оценки результатов. Деятельность учащихся: вхождение в проблему, вживание в игровую

ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта; объединение в рабочие группы.

Этап 2. Разработка проекта.

Деятельность педагога: консультирует по сбору и уточнению информации; помогает спланировать и организовать деятельность.

Деятельность учащихся: распределение амплуа; самостоятельная работа с информацией индивидуально, в группах и парах, анализ и синтез идеи.

Этап 3. Оценка результатов.

Деятельность педагога: практическая помощь (по необходимости); направляет и контролирует осуществление проекта; проводит анализ выполнения проектных заданий.

Деятельность учащихся: подготовка продукта деятельности к презентации; участие в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.

Деятельность педагога: помощь в подготовке к презентации; оценка результатов проекта, успешности деятельности учащихся и ценности полученных результатов.

Деятельность учащихся: представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности, т.е. выступление перед одноклассниками и жюри; самооценка своей работы пут?м коллективного обсуждения.

Таким образом, проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

РАЗДЕЛ II ПОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ

ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

2.1 Особенности проектной деятельности в условиях группы продлённого дня

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

ВЫВОД

Ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Дальнейшим направлением совершенствования проектной деятельности в ГПД, будет создание целостной системы долгосрочных и краткосрочных взаимосвязанных проектов, в виде рабочей программы для воспитателей ГПД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.

2. Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога
Вопросы психологии. - 1997. - №6, - С. 48-57

3. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.

4. Кукушин, В.С. Педагогические технологии. - М.; Ростов-н/Д.: МарТ, 2006.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002.

6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др. - М.: Просвещение, 2010.

7. Горохова Г.Н. «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний». http://nsportal.ru/



Проект Город мастеров

  • «Досуговая деятельность учащихся младших классов в группе продленного дня»

  • Разработчик: Ковалец Ирина Ивановна,

  • учитель начальных классов,

  • высшей квалификационной категории

  • МОУ СОШ № 53 Ленинский район г.Красноярск

Тема

  • Развитие и реализация творческой активности и способностей учащихся через организацию досуговой деятельности в группе продлённого дня.


Нормативно-правовая основа педагогической деятельности в группах продлённого дня:

  • 1. Билль о правах человека

  • 2. Конституция РФ. 3. Конвенция о правах ребёнка

  • 4. Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ.

  • 5. Закон РФ «Об образовании»

  • 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

  • 7.Постановление правительства РФ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»

  • 7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

  • 8. Типовое положение об общеобразовательных учреждениях

  • 9. Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором. 2.4.2.576-96.

  • 10. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

  • СанПиН 2.4.2.1178 – 02г.

  • 11. Приказ Министерства просвещения СССР «Об утверждении Типового положения об общеобразовательных школах с продлённым днём и группах продлённого дня»

  • 12. Постановление Администрации города Красноярска «Об утверждении положения об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях во второй половине дня (группах продлённого дня)

  • 13. Положение об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

  • г. Красноярска во второй половине дня (группах продлённого дня)

  • 14. Письмо Министерства Образования « О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении»

  • 14. Устав МОУ СОШ № 53

  • 15. Положение МОУ СОШ № 53 о группе продлённого дня


Проблема

    Классно-урочная система в силу своих возможностей не может полностью обеспечить создание условий для полноценного развития и реализации творческой активности и способностей учащихся, что снижает эффективность организации образовательного процесса, и приводит к недостаточной продуктивности в реализации развивающих и личностно-ориентированных задач в школьном образовании.


Идея

  • Организация целенаправленной досуговой деятельности учащихся в группе продлённого дня по развитию и реализации их творческой активности и способностей позволит более эффективно формировать гармоничную личность, способную к самореализации, что повысит уровень реализации задач, возложенных на школу.


Цель

  • Создание в группе продлённого дня условий по развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся через целенаправленную организацию их досуговой деятельности.


Задачи

  • Повысить компетенцию педагогов по вопросу выявления, развития и активизации творческих способностей ребёнка, его самореализации.

  • Провести мониторинг уровня и динамики развития различных творческих способностей детей, их интересов и склонностей.

  • Составить планирование досуговой деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и способностей детей.

  • Развивать сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

  • Формировать и развивать в ребёнке готовность и способность к творчеству.

  • Вводить ребёнка в мир культуры, творчества, науки, спорта, искусства.

  • Создавать условия для общего развития ребёнка, активизации всех видов деятельности.

  • Активизировать у детей желание в раскрытии своих возможностей, творческом самовыражении, самореализации, создавать условия для его реализации.

  • Анализировать и систематизировать опыт работы педагоговпо развитию творческой активности и способностей учащихся в группе продлённого дня в ходе реализации проекта.

  • Привлекать родителей к организации и проведению занятий.

  • Учить детей навыкам общения, сотрудничества, коллективного творчества.


Задачи

  • Задачи


Предмет деятельности

  • Творческая деятельность и активность учащихся.


Объект деятельности

  • Дети, занимающиеся в группе продлённого дня, педагоги, работающие в ней.


Принципы организации досуговой деятельности учащихся в группе продлённого дня

  • 1. Принцип включённости - включение организации досуговой деятельности в общую стратегию воспитательной работы школы. Привлечение родителей к партнёрскому взаимодействию.

  • 2. Принцип индивидуальности - учёт особенностей ребёнка, уважение к его личности, вера в его способности и возможности, опора на имеющийся практический опыт.

  • 3. Принцип развития - направленность деятельности на расширение возможностей ребёнка, работа в «зоне его ближайшего развития», а не тактика доступности.

  • 4. Принцип проблемности - преподношение новых знаний в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых совместных активных поисков.

  • 5. Принцип активности - организация активного участия ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

  • 6. Принцип сотрудничества - создание системы взаимодействия, совместной работы различных кружков.

  • 7. Принцип эмоциональности - проведение занятий ведётся в занимательной, насыщенной, интересной для детей форме, на которых обязательным является создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

  • 8. Принцип поощрительности - выделение каждой удачной находки, каждого нового решения творческой задачи ребёнком без акцентирования внимания на его промахах и ошибки

  • 9. Принцип итоговости - проведение ежемесячных совместных кружковых занятий, объединённых определёнными сюжетом и заданиями с обязательной демонстрацией достижений.


Механизмы реализации проекта по развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся в группе продлённого дня.

  • 1.Повышение компетенции педагогов по вопросу выявления, развития и активизации творческих способностей ребёнка, его самореализации.

  • Формы: самообразование, практические и теоретические занятия, методические объединения.

  • 2.Проведение диагностических исследований уровня развития различных творческих способностей детей, их интересов и склонностей.

  • Формы: опрос, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседа.

  • Изучается мнение педагогов, ребёнка, его родителей.

  • 3. Анализ полученной диагностической информации и составление на её базе общих и индивидуальных программ развития творческих способностей ребёнка.

  • 4. Реализация педагогической деятельности по развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся группы продлённого дня по направлениям:

  • А. Формирование в ребёнке готовности к творчеству.

  • Б. Введение ребёнка в творчество.

  • В. Вызывание у ребёнка желания раскрывать свои возможности, реализовываться в творчестве.

  • Формы: Выбор форм зависит от типа кружка.

  • 5. Диагностика динамики развития творческой активности и способностей учащихся для группы продлённого дня, анализ проведенной работы.

  • Формы: анализ, отчёт, справка, проект, программа, тематическое планирование.

  • 6. Внесение корректировок в планирование и организацию деятельности по развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся в группе продлённого дня.

  • Формы: практическая работа, планы.

  • 7. Накопление, систематизация и анализ опыта работыпо развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся в группе продлённого дня.

  • Формы: методическая копилка, отчет по методической работе, проекты, программы, работы, портфолио учащихся.


Виды досуговой деятельности.

  • Учебная Трудовая Игровая Творческая:

  • Информационно -

  • интеллектуальная

  • Декоративно-прикладная

  • Художественно-эстетическая

  • Спортивно-оздоровительная


Формы организации досуговой деятельности

  • Коррекционно-развивающие

  • Кружковые занятия

  • Совместные и интегрированные

  • занятия, праздники, конкурсы…


Коррекционно-развивающие

  • Логопедические занятия

  • Психологические занятия

  • Развивающие занятия


Кружковые занятия

  • Музыкальная студия «До-ми-соль-ка»

  • Занятие по формированию здорового образа жизни «Твоё здоровье»

  • Кружок прикладного творчества «Умелые ручки»

  • Кружок изобразительного творчества «Волшебная кисточка»

  • Физкультурное занятие «Спортивный час»

  • Театральная студия «Фантазия»


Раздали роли всем ребятам. У каждого свой персонаж. Готовим вместе представленье -пусть будет весел праздник наш!


«Умелые ручки»

  • Дела давно минувших дней, преданья старины далёкой Нам интересно узнавать и в промыслах их оживлять!


Чтобы внятно говорить - нужно потрудиться С логопедом нам всегда - весело учиться


«Спортивный час»

  • Наша клятва Будем быстро, ловко, смело прыгать бегать и нырять Будем честно и красиво в игры разные играть На друзей не обижаться ни когда не зазнаваться Для спортсменов всех важна Только честная игра


«Умелые ручки»




«До-ми-соль-ка»

  • В традициях моей страны

  • Хоровое пение.

  • Ждём занятий «До-ми-соль-ка»

  • С огромным нетерпением!


Взаимодействие с образовательными и общественными институтами

  • Информационно-научно-методические учреждения

  • 1. КГУ, институт психологии, педагогики и управления образования.

  • 2. Краевой Красноярский институт повышения квалификации работников образования.

  • 3. Районные методические объединения педагогов.

  • Образовательные учреждения

  • 1. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции № 2.

  • 2. Дошкольные образовательные учреждения № 268, 272,78.

  • Учреждения дополнительного образования

  • 1. Дом детства, юношества и творчества (организация и проведение районных мероприятий).

  • 2. Учреждение дополнительного внешкольного образования СЮТ (Информатика, шахматы, ПДД).

  • 3. Учреждение дополнительного внешкольного образования школа искусств №9 (Хореография, бальные танцы, музыкальная школа, хор).

  • 4. Учреждение дополнительного внешкольного образования детский клуб «Берёзка» (изостудия, тестопластика).

  • Культурные учреждения

  • (организация и проведение совместных мероприятий)

  • 1. Библиотека имени Пришвина.

  • 2. Дворец культуры «Красцветмет».

  • 3. Дворец культуры «1 Мая».


Риски и предполагаемые трудности в реализации проекта

  • Отсутствие технологически разработанной системы воспитательной деятельности в начальной школе.

  • Недостаточная научно-методическая подготовленность педагогов к реализации личностного подхода в воспитании.

  • Перегруженность программы начальной школы.

  • Сложности в координации деятельности участников процесса воспитания (педагогов, администрации, родителей).

  • Необходимость педагогам постоянно накапливать новые знания по различным отраслям: здоровье, культура, искусство, наука, психология и другие…

  • Отсутствие чётких диагностических критериев, методик изучения творческих способностей детей по причине отсутствия в научных кругах единого мнения к определению « творческости» и её развития.


Cлайд 1

ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ШКОЛЕ (методические рекомендации) Перфилова Галина Борисовна Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ № 17 город Клин Московская область

Cлайд 2

Обязанности воспитателя ГПД Обязанности воспитателя могут быть разделены на две группы: повседневные и эпизодические. К повседневным обязанностям относится организация и работа в ГПД.

Cлайд 3

Планирование в ГПД Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование. У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.

Cлайд 4

Календарно-тематический план Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы.

Cлайд 5

Требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя ГПД Анализ работы ГПД за прошедший год. Краткая характеристика группы (отдельных учащихся): по составу, по успеваемости, по уровню воспитанности, по уровню развития. Задачи на четверть (ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени). Основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьёй. Индивидуальная работа с учащимися (преемственность работы воспитателя и учителя – дневник взаимосвязи). Работа с родителями.

Cлайд 6

Правила для составления недельного расписания занятий ежедневно воспитатель группы продлённого дня готовится к двум занятиям – на воздухе и в помещении; занятия школьных кружков, секций планируются на то время, когда проводятся внеклассные общеразвивающие занятия в группе; план общешкольных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой; расписание общеразвивающих внеклассных занятий группы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения; расписание должно быть стабильным. Внесение изменений в расписание уроков требует пересмотра расписания и занятий с группой.

Cлайд 7

Воспитатель должен: Проверить посещение учащихся по журналу ГПД. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей. Узнать об особенностях домашнего задания. В случае необходимости посещать уроки учителей. При необходимости внести коррективы в план на день.

Cлайд 8

При организации питания воспитателю необходимо: Организовать дежурство в столовой. Проверить чистоту рук и полотенец. Провести двухминутную этическую беседу. Следить за поведением детей в столовой. Оформить расчет в столовой. Проследить за организованным уходом школьников из столовой.

Cлайд 9

Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан: Организовать уборку и проветривание помещения. Проследить за одеванием детей и их одеждой. Сообщить план отдыха. Дать задание и распределить обязанности. Вести наблюдение за самочувствием детей. Проводить индивидуальные и групповые беседы. Подвести итог отдыха. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Cлайд 10

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении: Организовать предварительную подготовку мероприятия. Сообщить план работы. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность. Подвести итог занятия

Cлайд 11

Во время самоподготовки необходимо: Провести инструктаж. Определить время работы на каждый предмет. Выбрать консультантов (группа доверия). Проверить записи в дневниках. Организовать самостоятельную работу учащихся. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь. Проверка выполнения домашнего задания учащимися. Подвести итог самоподготовки. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

Cлайд 12

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо: Назначить дежурных на следующий день. Проследить за уборкой класса. Привести в порядок игровой уголок. Повести беседу с родителями. Подвести итог работы.

Cлайд 13

Требования к кабинету группы продленного дня: уголок ГПД режим дня (утвержденный директором) игровой уголок игротека уголок здоровья график проветривания разработки, сценарии праздников, утренников, клубных часов календарно-тематическое планирование ежедневное планирование журнал ГПД уголок «Для вас, родители».

Cлайд 14

Эпизодические обязанности Помимо вышеизложенных каждодневных обязанностей воспитатель как педагог имеет и другие – эпизодические, выполняемые как в рабочее время, так и в нерабочее. К ним нужно отнести обязанности по планированию: Составление годового календарно-тематического плана. Подготовка расписания общеразвивающих занятий. Подготовка рабочих планов, разработок мероприятий.

Организация досуга в группе продленного дня с использованием метода проектов

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта нового поколения, обобщенным результатом освоения школьниками начальных классов образовательной программы является «Портрет выпускника начальной школы». Воспитатель группы продленного дня (ГПД) является участником образовательного процесса во внеурочное время и от организации его работы зависят приобретение новых знаний и умений, воспитание и развитие качеств личности ребенка.

Отсюда в задачи ГПД входит:

Организация по самоподготовке школьников;

Организация досуга;

Развитие интересов и способностей школьников, пытливости и любознательности, инициативы;

Организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Самоподготовка школьников рассматривается здесь как занятие по программе выполнение уроков, заданных учителем, чтобы ребенок дома мог заняться делами в соответствии со своими интересами. Причем, организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья здесь является обязательной составляющей пребывания ребенка в группе продленного дня и включает: прогулки на свежем воздухе (отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия), обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, привитие гигиенических навыков и умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Остановимся подробнее на организации досуга (понятие, определение и возможности, трудности реализации)

Одно из определений досуга - это часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей. При организации досуга в ГПД следует свободное время от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Например, увлечь детей интересным делом, чтобы они могли реализовать свои возможности и наиболее полно проявить себя. Виды деятельности, которые могут быть предложены детям, во время досуга должны быть разнообразны – это игры, развлечения, творчество во всех его проявлениях, викторины, тематические беседы, конкурсы и т.д. Поле деятельности для воспитателя безгранично и при грамотной организации досуга школьников, ожидаемый результат в конце учебного года выступает как решение задач ГПД (полностью или частично, в зависимости от индивидуальных особенностей школьников), к ним можно отнести развитие коммуникативных качеств, а также приобретение ЗУН в творческом процессе при активной поддержке и участии воспитателя. Предоставляется возможным применение в процессе занятий здоровьесберегающих технологий с учетом показателей здоровья школьников, а именно: физкультминутки, смена положения тела при работе сидя, тематическое чаепитие (дети обсуждают интересные для них темы), смена вида деятельности как профилактика перегрузок, создание в группе психологического и физиологического комфорта.

Теоретически все это возможно выполнить, но на практике при организации деятельности школьников в ГПД пришлось столкнуться со следующими трудностями:

Уставшие от уроков и дополнительных занятий дети не в состоянии заниматься творческой деятельностью (познавательная инертность, отсутствие мотивации);

Возрастные особенности (9-11лет), вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, которые сопровождаются повышенной подвижностью с последующей усталостью, резкий переход из одного состояния к другому могут препятствовать созданию комфортной обстановке в группе;

Пространственное мышление и самоанализ и логика находятся в процессе развития, поэтому ребенок младшего школьного возраста не в состоянии реализовать долгосрочный проект, он может неожиданно поменять вид деятельности (эпизодический интерес), отказаться доделывать начатое изделие, может отказаться что- либо делать (насильно заставлять воспитатель не имеет право).

Все вышеперечисленное относится к объективным трудностям, на которые воспитатель повлиять не может, а может только учитывать в своей работе и соответственно подстраиваться, приспосабливаться. Субъективные трудности, связанные с взаимодействием «учитель- ученик» решаются в индивидуальном порядке в процессе работы. Итак, дети в группе продленного дня не должны быть предоставлены сами себе, их свободное время (досуг) должен быть наполнен обучающим содержанием..

Как организовать продленный день и сделать жизнь детей в ГПД интересной и увлекательной? Ответ - «заразить творчеством», что и стало целью моей работы.

В своей работе я использовала метод проектов Дьюи, как способ решения проблемы занятости на досуге. «Мы можем руководить детской деятельностью, задавая ей работу в определенном направлении и, таким образом можем вести ее к разумной цели, которая стоит в конце пути, по которому мы следуем» Дж. Дьюи.¹ (1859 - 1952). Это американский философ-прагматик, психолог и педагог, который считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Важным принципом образования Дьюи считал ориентированность на нужды каждого отдельного ученика, позволяя ему с наибольшей полнотой раскрыть все свои способности. То есть, в основе творческого и воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка, следуя которым можно направлять его творческую деятельность по пути, который приведет к ценным результатам. Как считал Дьюи - формированию таких качеств личности как: активность, инициативность, самостоятельность; ответственность; готовность к планированию собственной познавательной деятельности; гибкость мышления; настойчивость в достижении результатов; готовность исправлять свои ошибки; умение находить компромиссное решение; осознание процесса познания (метапознание) поможет детям в дальнейший жизни.

Для осуществления метода проектов на практике следует учитывать, что: «Всякая деятельность с детьми должна строиться в соответствие с интересами, потребностей. Во всякой деятельности дети должны участвовать «от своего сердца». Всякие действия ребенок должен спланировать сам, сам выполнить, проанализировать и оценить. И соответственного должен понимать, зачем он его совершил. Учитель (воспитатель) здесь является консультантом, помощником в организации собственной деятельности ребенка - учитель учит его, как «уметь помочь себе». Всякое действие ребенка связано, так или иначе, раньше или позже - нужные в данной момент, в разные формы кооперации с учителем, учениками, другими людьми.

Наша программа строится как серия взаимосвязанных проектов, выполненных индивидуально с группой. Каждый проект представляет собой решение задачи, интересной ребенку, полезной другим, связанной с реальной жизнью. Предполагается, что ребенок получает необходимые ему знания, но не рафинированные, не как данные ему кем-то, а сам «находит», занимаясь интересной ему деятельностью, знания уже включены в структуру реальной жизни. Такая организация работы представляет собой реализацию на практике единство учебной и внеурочной деятельности. А в условиях досуга – основанной на его индивидуальных предпочтениях и способностях».²

Приведем пример реализации одной из тем решаемой методом проектов в группе продленного дня школы №560, 3-4классы.

Цель: Создание игрового дома для кукол.

Задачи:

Образовательные:

Провести исследование по теме: «Каким я представляю свой дом?»;

Обобщить и углубить знания учащихся о содержании дома, обстановке, предметах быта;

Познакомиться с этапами проектирования.

Воспитательные: - воспитывать любовь к семье и дому.

Развивающие: - развивать интерес и познавательную деятельность учащихся к самостоятельной деятельности посредством метода проектов, на основе личных предпочтений (в сотрудничестве с учителем);

Развивать критическое мышление (анализ, оценка, логика построения);

Творчество (создание новизны) и креативность (творческая активность).

Здоровьесберегающие:

Разгрузить психику детей после трудового дня;

Создать комфортные условия пребывания школьников в группе.

Ожидаемые результаты:

Создание макета дома с бытовыми помещениями и игрушечной мебелью.

Планируется развивать проект ежегодно, совмещая разработку и изготовление предметов с игровой деятельностью (ориентируясь на предпочтения детей). Проект интересен тем, что на его основе можно освоить различные техники художественного и технического творчества, объединить группу в ролевых играх, предложенных детьми при содействии воспитателя.

Этапы реализации проекта.

I этап. Сбор информации. Для повышения интересы, пробуждения творческой инициативы, мотивации в группе проводились беседы на тему: «Дом, в котором я живу», где была дана возможность для каждого желающего рассказать о доме, что он(она) считает интересным. Воспитатель поддерживал беседу, задавал наводящие вопросы и демонстрировал изделия по заданной теме, например: куклы ручной работы, одежду для кукол, мебель, выполненную из готовых форм (упаковочные коробочки различной формы),посуда из природных материалов, пластилина и т.д.

В результате, группой было принято решение - приступить к выполнению проекта.

II этап. Выявление интереса. Как было сказано выше - в основе творческого и воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка. Ребенок сам выбирает занятие, а воспитатель лишь консультант и помощник. Например, Максим Ш. , Лиза Б., Полина К., Маша Р. решили делать мебель из готовых форм. Владислав М. и Георгий К. занялись поделками из пластилина, Анжела С. решила одеть свою куклу и т.д. Воспитателю осталось спланировать следующее занятие, подготовить материал и образцы изделий. Было приятно, что Лиза Б. принесла из дома лоскутки ткани и сшитую бабушкой кукольную одежду, а Максим Ш. наклейки и коробочки для своей будущей мебели. Юля Л. подарила для группы свой пластилин.

III этап. Планирование и получение базовой информации. Чтобы дети могли выполнить задуманное – необходимы базовые знания об основных этапах работы, свойствах материала, приемах выполнения, чертеже или рисунке предполагаемого изделия. На данном этапе воспитатель знакомит школьников с предстоящей работой, объясняет и показывает, как из различных материалов можно изготовить различные предметы. Сложность заключается в том, что ребенок выбирает свой проект и от воспитателя требуется уделить внимание каждому ученику.

IV этап. Выполнение работы. На этом этапе дети выполняют изделие в соответствии с собственными возможностями и предпочтениями. В результате, к концу года были сделаны: стол и стул (Максим Ш.), шкаф для белья (Лиза Б.), тумба и телевизор (Маша Р.), картинки на стену (Полина К.), ковер и занавески (Анжела С.), холодильник и телевизор (Владислав М.) и т.д. В результате группового творчества из больших коробок сделали квартиру, состоящую из кухни, гостиной и спальни. Дом для игры был готов.

Vэтап . Оценка и практическое применение изделия. Для оценки проведенной работы кукольный домик был целиком собран в кабинете группы продленного дня в качестве выставки. Были приглашены ученики из других классов и родители, желающие посмотреть на работу своих детей. В данный момент кукольный домик активно используется при ролевых играх уже в последующих группах. С интересом играют и девочки и мальчики. Строим планы на будущее.

Цель достигнута, получен положительный результат.