Как жить в мире людей? Урок окружающего мира на тему "как жить в мире людей" Как нам жить в мире людей.

Урок окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А., (комплект "Школа 2100").

Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право».

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (4 класс)

по теме: «Как жить в мире людей?» (в учебнике тема 7).

Цели и задачи:

Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право».

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация.

Формируются следующие УУД:

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка (рефлексия) своей деятельности.

Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.

Познавательные логические: развитие умения анализировать, сравнивать, группировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений.

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания различного типа; развитие умения работать в группе.

Оборудование: проблема урока на доске (напечатанная крупным шрифтом и закрыта ватманом); карточки: внутренний голос, совесть, другие люди, право, мораль; карточки с заданиями для групп; таблички для рефлексии «Ресторан», листочки бумаги у детей; электронная презентация.

План урока:

  1. Закрепление усвоенных понятий.

Что такое «общество» ? (группа людей с общими интересами). Назовите синонимы этого слова (совокупность, круг людей, социум).

Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат друг другу, то … (может возникнуть « конфликт» ). Синонимы… (разногласие, столкновение).

Как вы понимаете, что такое «компромисс» ? (попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться). Синоним … соглашение.

  1. Постановка проблемы.

Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? (положительные: радость, удовольствие)

На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо».

Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? (отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение)

На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо».

Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? (музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.

Какой возникает вопрос? Давайте сформулируем проблему урока – его главный вопрос.

На слайде появляется проблемный вопрос: « Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?»

  1. Актуализация знаний.

Работа с иллюстрацией в учебнике.

Опишите, какая ситуация изображена на рисунке-заставке.

(Мальчики разбили стекло футбольным мячом).

Какой они совершили поступок? (плохой)

А как вы это определили?

А сами ребята поняли, какой они совершили поступок?

(Да, они осторожно заглядывают в комнату, им стыдно, это видно по их лицам)

Ребятам кто-нибудь сказал, какой они совершали поступок?

А как ребята сами поняли, что совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал? Можно предположить, что их что-то «грызёт» изнутри?

Другие люди.

(на доске выстраивается схема)

Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?

 

Совесть

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
  1. Совесть, мораль.

Так что же такое совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом).

Какого человека называют «бессовестный»?

(того, кто совершает плохие поступки и при этом не испытывает угрызений совести).

Чего, по-вашему, нужно стыдиться в жизни? Что такое «неблаговидный» поступок?

Работа в группах.

Задание группам: написать 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать любому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.

Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (с.33 учебника). Кто дома нашёл толкование слова «мораль»?

Молодцы! Это многозначное слово:1) нравственные нормы поведения, совокупность норм и принципов поведения; 2) логический поучительный вывод (мораль басни); 3) нравоучение (читать мораль).

Назовите синонимы «морали» (нравственность, этика).

(на доске под надписью «другие люди» появляется слово «мораль»).

Задание группам:

Назовите качества человека, который живёт:

по совести не по совести

добрый злой

честный бессовестный

добросовестный лживый

трудолюбивый грубый

вежливый безответственный

справедливый жестокий

внимательный

Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте вывести «золотое правило нравственности».

(«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).

Физкультурная пауза «Морские волны».

Команда «Штиль» - все замирают.

«Волны» - дети встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же порядке садятся.

«Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, друг за другом.

Опять команда «Штиль».

  1. Право.

Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.

а) Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама, прости, что я тебя вчера обманула…»

Девочка совершила хороший поступок?

А что помогло ей понять, что она была не права? (совесть)

б) По улице идёт человек на костылях. Мальчик, проходящий мимо, дразнит его. Старушка, сидящая на скамейке, сказала: «Как тебе не стыдно!»

Мальчик совершил хороший поступок?

Его совесть говорит ему о том, что так поступать нельзя?

Кто напомнил ему принятые в обществе устные правила поведения?

Как эти правила называются? (мораль)

в) Школьник перебегает дорогу на красный свет светофора, полицейский останавливает его и говорит: «Ты нарушил правила дорожного движения!»

Какой поступок совершил мальчик? Говорит ли ему это его совесть?

Кто напомнил ему, что так делать нельзя?

Как называются такие правила? (мораль)

Прочитайте в учебнике ещё раз, что такое «мораль».

Эти правила записаны в государственных документах? А правила дорожного движения? (это государственный документ).

Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах? (законы, права)

(на доске под надписью «другие люди» добавляется слово «право» ).

  1. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.

Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?

Давайте на закрепление поиграем.

Игра «У кого доводов больше?»

Утверждение «Лучше жить по совести». Учащиеся приводят доводы, подтверждающие его.

  1. Итог.

- Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. И мы делаем выбор. Не замечаем порой тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки самый большой кусок торта, подставить подножку первокласснику, швырнуть камень в кошку или собаку, прочитать чужое письмо, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе поступать честно.

И в заключение я хочу познакомить вас с мудрой притчей.

«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, – ответил слепой.

VII. Рефлексия. Метод «Ресторан» (АМО - активный метод обучения) - Оцените свои ощущения после урока. Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (только у нас ресторан интеллектуальный):
- Я съел бы ещё этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточках и прикрепляют на доску возле выбранного высказывания, комментируя . Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее – (формирование регулятивных и коммуникативных УУД: умение самостоятельно оценивать свою работу, определять круг своего незнания).

Пригодятся ли вам полученные знания? Спасибо за урок.


Проверочная работа по окружающему миру " Как жили люди в старину" (3 класс, учебно-методический комплект "Начальная школа двадцать первого века". Проверочная работа включает в себя задания, связанные с устаревшими словами.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по окружающему миру "Как жили люди в старину"»

Проверочная работа по теме «Как люди жили в старину»

    Приведи примеры устаревших имён. (3)

____________________________________________________________________________________

    Подумай, как появились эти имена. Запиши свой ответ.

Орун _____________________________________________________________________

Четвертак_________________________________________________________________

Милалика_________________________________________________________________

    Допиши прозвища князей и царя.

Ярослав _______________, Владимир_______________________, Иван__________________

    Приведи примеры фамилий, которые произошли от:

а) от отчества____________________ б) от названия животного, птицы__________________

в) от названия профессии ____________________ г) от черты характера__________________

    Подумай и запиши, как возникли эти фамилии:

Печников______________________________________________________________________

Сергеев________________________________________________________________________

Веселов_______________________________________________________________________

    Опиши внешность мужчины-славянина.

___________________________________________________________________________________

    Запиши основные черты характера славян.

Славяне были_______________________________________________________________________

    Закончи предложения.

Слово « фамилия» с латинского языка переводится как ___________________________________

На севере России крестьянские жилища строили из_______________, а на юге России __________________________________________________________. Каменные постройки на Руси появились в _____________________________.

    Распредели слова на 2 группы. Дай название каждой группе.

Мундир, валенки, кроссовки, сарафан, тулуп, футболка, шорты, кокошник, шинель, дублёнка, папаха, галстук, сандали

10. Трапеза - это _______________________________________________________.

Приведи примеры блюд, которые могли входить в меню славян. (5)

_________________________________________________________________________________________

11. Язычники - это________________________________________________________________________

    Приведи примеры богов славян.

__________________________________________________________________________________

    Приведи примеры духов, в которых верили славяне.

    Допиши предложения.

Началом крещения Руси считают ______________________. Это произошло при князе __________________________________________________. Христианские праздники_________________________________________.

    Исправь ошибки.

Древние славяне славились своей скупостью.____________________________________________

В военных сражениях они проявляли трусость.________________________________________

От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость._______________________________________________

Но больше всего славяне любили рабство. __________________________________________

Для того чтобы точно понять, как жить в мире людей, необходимо определить для себя, что бы вы хотели в себе поменять. Для начала объективно оцените свое поведение до момента того, как вы решили внести перемены в свою жизнь.

  • Посмотрите на себя со стороны, продумайте каждую ошибку и неправильный поступок, а также привычки.
  • После анализа беритесь за постепенное и систематическое исправление ошибок.
  • Воспитайте в себе внимательное отношение к каждому окружающему вас человеку. Потому как без такого качества есть вероятность попасть в неловкое положение в социуме.

Когда каждый человек умеет уважать мнение другого, то общение среди людей становится более приятным и гармоничным. В обществе необходимо держаться непринужденно, потому как сразу видно отличие между людьми. Чем отличаются люди:

  • Одни теряются перед большими аудиториями, в шумных компаниях не находят в себе смелости вести диалог, в голову им лезут глупые и ненужные мысли.
  • Другие люди в любой шумной и большой компании чувствуют себя так, будто они дома разговаривают со своими родными людьми. Поэтому их поведение отличается особым спокойствием, уверенностью и популярностью в каждом круге общения. Такие люди обладают любовью к общению, поэтому и умеют это делать.

Как облегчить свое существование

Как жить среди людей и спокойно с ними общаться? Не обязательно сразу обладать талантом, его можно развивать, чтобы набрать высокие обороты развития. Необходимо больше общаться, тренироваться в манере общения, заводить новые знакомства в сфере развитых интеллектуально и просто интересных людей. Задумайтесь о том, чтобы начать больше читать, например, русскую классику, посещать театры, музеи, читать интересные журналы и быть в курсе всех мировых событий. Такое изменение в поведение гарантирует внимание к вашей персоне, умение найти общую тему с любым собеседником.

Главное правило общения с людьми

Никогда не стоит говорить плохого о людях, даже если вы злитесь на них, не сплетничайте – это не та черта, которая присуща воспитанному человеку. Ведите себя так, чтобы быть достойными высокого и приятного общества. Когда вы решаете пошутить, думайте о том, будет ли уместен юмор и не заденет ли он собеседника. Никогда не шутите над:

  • внешностью;
  • голосом;
  • поведением;
  • именем.

Любая шутка на такие темы сразу же обидит человека, потому как в таких вещах он точно не виноват.

Ваше поведение не должно быть наигранным, оно должно идти от души, искренне и быть лично вашим решением. У каждого человека обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства. Не перебивайте собеседника, дослушайте его до конца, а потом озвучивайте свое мнение. А если же перебили вас – не кричите, дослушайте и спокойно ведите диалог дальше, тогда в обществе вы останетесь с репутацией воспитанного и сдержанного человека. Как должен жить человек с другими людьми, не вызывая конфликтных ситуаций? Например, называйте своих собеседников по именам, когда вам подарили подарок, то выразите свое восхищение и улыбнитесь. Это стоит сделать, даже если подарок не устраивает.

Если вы хотите, чтобы каждый ваш день заканчивался удачно, приятными знакомствами, общением и оставаться воспитанным человеком, то научитесь вовлекать людей в интересные беседы, быть удивительным собеседником и располагать к себе общество. Когда вы идете среди рядов в театре, то поворачивайтесь к сидящим людям лицом. А если вы уже заняли место, то встаньте, чтобы человеку было легче дойти к своему месту.

Чтобы понять, как жить в мире людей, необходимо принять тот факт, что неважно то, какое у вас отношение к определенному человеку, вам в любом случае необходимо быть вежливым с ним. Каждый вежливый человек обладает чувством такта и меры. Уметь быть тактичным – это уметь почувствовать настроение любого собеседника, принять особенности его характера, находить к нему определенную схему общения и общий язык. Если вы научитесь так действовать, то люди сами начнут к вам тянуться и хотеть налаживать с вами контакты.

Помните также о правиле «первого впечатления». Если вы в первый день знакомства и начала общения в шумной компании зарекомендуете себя не так, как вам бы хотелось или оставите о себе неприятное воспоминание, то дальше наладить ситуацию будет намного труднее. Поэтому стоит контролировать каждое свое слово и шутку, а после нескольких встреч с этим человеком, вы уже сами сможете вести себя расковано, потому как уловите его настрой и характер.

Если вы научитесь придерживаться таких рекомендаций, то через определенный отрезок времени вы сможете увидеть, что ваш круг общения стал незаметно, но уверенными шагами развиваться и расширяться. Вам станет легче начать любой разговор с незнакомым для вас человеком, быстро найти тему, которая будет интересна и ему, и вам. Общеизвестным фактом является тот, что ни один человек не может долго находиться в состоянии одиночества. Как жить в мире людей? Решение такой проблемы очень легкое – ваше желание и терпение научиться развивать себя. Если вы сможете перебороть свои страхи и неуверенность в себе, то вы навсегда забудете про одиночество.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

ДРУГОЕ

Каждому из нас, независимо от возраста, приходилось задавать себе вопрос о том, как завоевать уважение окружающих.…

Едва ли не каждый человек слышал фразу: "Своя душа в потемках". В буквальном смысле она означает, что многим людям…

В последнее время все чаще люди обращаются к психологам с вопросами: Не люблю мужа, что делать или «Что делать,…

Самым почетным среди всех существ считается человек. Хотя, право называться им, с точки зрения этики, нужно заслужить.…

Если Вы спросите несколько людей о том, что значит быть воспитанным, то наверняка получите разные ответы.…

Мы живем в больших городах, ездим в транспорте и ходим по улицам с большим количеством людей, работаем в офисах…

Большинство людей хотят узнать, как сделать, чтобы тебя слушали. Умение слушать собеседника не менее важно. Обладая им…

Каждый человек уже через несколько минут общения с незнакомцем может обобщенно сказать, приятен ему этот человек или…

Некоторым людям с детства сложно общаться, находиться в широком кругу людей, в компании. Некоторые люди просто не…

Для каждого человека понятие хорошего поведения совершенно разное. Всё зависит от воспитания, среды, в которой растёт…

Темп современной жизни постоянно ускоряется, каждый день нам приходится общаться с огромным количеством людей.…

Часто наша жизнь наполнена негативом и агрессией. Мы не любим людей, а они не любят нас. Отсюда возникает множество…

  • Объяснить что такое правила поведения.
  • Учиться замечать какие поступки противоречат правилам поведения.
  • Создать у учеников первичные представления о понятиях “совесть”, “мораль”, “право”.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Повторение пройденного.

    (На доске записаны понятия.)

    Общество

    Подберите синонимы к слову общество.

    Конфликт

    Подберите синонимы к слову конфликт.

    Компромисс

    Подберите синонимы к слову компромисс.

    3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

    Итак, начинаем наш урок

    Нам с вами надо понять, как люди отличают, что хорошо, а что плохо.

    (Возможный вариант ответа выбирается из различных ответов учащихся). На предыдущем уроке мы пришли к выводу, что жить надо не только для себя, но и рядом с другими, для других. От каждого из нас зависит будущее человечества.

    4. Открытие новых знаний.

    Учитель. Прочитаем диалог Анюты и папы, он поможет нам разрешить поставленную проблему.

    Ученики читают текст на с. 32.

    Учитель. Слышали ли вы слово “совесть” от взрослых? При каких обстоятельствах? Что, по-вашему, оно означает?

    Учитель. Что помогло папе разобраться, что не ходить на работу без причины - это плохо?

    Ученики. Папе помогла совесть.

    Учитель. Как папа объяснил Анюте, что такое совесть?

    Ученики. Папа станет переживать, места себе не сможет найти, потому что знает, что плохо поступил, из-за него могут пострадать интересы других людей, общества. Окружающие будут думать, что он ненадежный, нечестный, бессовестный. А папа не хочет, чтобы о нем думали плохо, это его огорчает.

    Учитель. Совпадают ли папины размышления о слове “совесть” с вашими предположениями? Прочитаем, какое определение новому понятию предлагает словарь в конце учебника на с. 123.

    Учитель. Как вы думаете, этой способностью чувствовать, что хорошо, а что плохо, человек наделен от рождения, это врожденный признак?

    Ученики. Мы знаем, что человек становится личностью только в обществе. Благодаря воспитанию и обучению он приобретает те личностные качества, которые выделяют его из мира животных и делают человеком. Значит, и эту способность он приобретает в ходе обучения и воспитания.

    Учитель. Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока и попробуем разрешить ее, опираясь на новые знания. В ходе воспитания и обучения человек приобретает способность чувствовать, где добро, а где зло. Эта способность называется совестью. Благодаря совести о каждом из своих поступков человек может сказать самому себе, хороший он или плохой. Совесть требует быть честным тогда, когда никто не может проконтролировать поступки человека, когда о возможном его обмане не узнает никто. Если человек не задумывается о своих поступках, о том, портит он жизнь другим людям или нет, то говорят, что его совесть “молчит”. А самого человека называют нечестным или бессовестным.

    Физминутка

    Положите друг другу руки на плечи,
    Опустите голову и мысленно пожелайте
    Своим друзьям того, чтобы вы хотели.
    Пожелать себе.

    Задания для групп.

    1. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 33 и выполните задание к ним.

    2. Напишите на листе 10 самых важных, на ваш взгляд, правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку в обществе.

    Ученики делятся результатами групповой работы. Выслушав каждую группу, учитель предлагает сравнить предложенные правила поведения и отметить совпадения.

    Учащиеся отмечают, что большинство названых правил у разных групп совпадают.

    Учитель. О чем нам это говорит? Правильно, что есть общие правила поведения, которые приняты всем обществом. Их должен знать и соблюдать каждый человек. Как вы думаете, когда и как эти правила возникли в обществе?

    В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что такие правила люди придумали не сразу, они складывались постепенно. В качестве подтверждения высказанных предположений учитель предлагает прочитать в учебнике на странице 35 последний абзац.

    Учитель. Как складывались отношения между людьми в первобытном обществе? Существовали ли на этой первой ступеньке развития человека правила поведения?

    Ученики. Нет, выживали только сильнейшие.

    Учитель. Изменялось ли что-то в обществе с развитием человека?

    Ученики. Да, “чем разумнее становился человек, тем добрее и справедливее становились отношения между людьми” (зачитывают из учебника).

    Учитель. Эти общепринятые и одобренные большинством людей правила называются моралью. Самостоятельно найдите и прочитайте определение этого нового понятия в словаре на с. 121.

    Учитель. Посмотрите еще раз на те правила, которые вы написали на листах. Подумайте, можно ли их объединить одним правилом, которое охватило бы все, что вы перечислили?

    Учитель. Это правило еще называют “золотым правилом нравственности”. Как вы думаете, почему?

    Учитель. Подумайте, какое наказание ожидает того, кто нарушит требования морали? Правильно, нарушителя могут отругать, пристыдить, его перестают уважать, считают непорядочным человеком.

    Иногда такое общественное осуждение человек переживает тяжелее, чем наказание. А за нарушение, каких правил человека могут отдать под суд и посадить в тюрьму?

    Ученики приводят примеры таких правил: не присваивать чужого имущества, не наносить вред жизни и здоровью человеку и т.д.

    Учитель. Эти правила - тоже часть общечеловеческой морали, но они защищены силой закона.

    Эта часть правил поведения называется правом.

    Учитель. Прочитайте формулировку этого правила на с.35.

    5. Работа в тетради.

    В тетради выполняются задания на с.17 №1 (повышенный уровень), с.18 №2, №3.

    6. Итог урока.

    Учитель. Какие новые знания вы получили на уроке? С какими новыми понятиями познакомились? Помогли ли эти знания разрешить проблему: “Как человек может понять, что совершил плохой поступок, если ему никто не подсказывает? С помощью чего человек узнает, что хорошо, а что плохо?”. К какому решению мы пришли? Какое “золотое правило нравственности” нам удалось вывести?

    В конце урока проводится рефлексия

    Сегодня на уроке я узнал______________

    Этот урок научил меня тому, что___________________

    Получив новые знания мы будем__________________

    Список используемой литературы

    1. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Книга 2. Человек и человечество. Авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.
    2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 2 Человек и человечество. Авт. Сизова Е.В. Стойка Е.И. Харитонова Н.В.
    3. Методические рекомендации для учителя. Человек и человечество 4 класс. Авт. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.

    1. Покажи стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамках.

    • Нарушение правил морали подчеркни зелёным карандашом, а нарушение законов - красным.

    2. Помоги ребятам разобраться и понять, какие поступки хорошие, а какие - плохие (поставь знак «+» или «-» под рисунками).

    • Что помогает нам узнать, хороший тот или иной поступок или плохой?

    Хорошие поступки радуют и меня, и окружающих меня людей, а после совершения плохих поступков меня мучает совесть и осуждают другие люди.

    3. Ты часто слышишь от взрослых слово «нельзя», когда общаешься с другими детьми, взрослыми. Объясни, почему тебе не разрешают это делать.

    • Продолжи на свободных графах таблицы список того, что тебе не разрешают. Объясни почему.

    4. Рассмотри рисунок. Какое правило забыл сосед?

    Он забыл, что ночью нельзя шуметь, чтобы не мешать соседям отдыхать.

    • Как должен поступить нарушитель спокойствия? Напиши свой ответ.

    Позиция (мнение): Я считаю, что нарушитель должен немедленно прекратить шуметь.
    Аргумент(ы): потому что из-за его действий никто во всем доме не может спокойно спать.

    • Составь памятку «Золотые правила, которые помогут в жизни».
    1. Слушайся родителей и учителей.
    2. Поступай так, как хочешь чтобы поступали с тобой.
    3. Не делай поступков, за которые тебя мучит совесть.
    4. Соблюдай законы своей страны.
    5. Старайся избегать конфликтных ситуаций.
    6. Не ленись учиться и узнавать что-то новое.
    7. Не бойся признавать свои ошибки и исправлять их.

    5. Реши кроссворд «Человек и мир людей». В любое подходящее место в кроссворде впиши слово «мораль» и дай ему определение.

    По горизонтали:
    4. Столкновение интересов, из-за которых возникает спор.
    5. Группа людей с общими интересами.

    По вертикали:
    1. Обязательные для всех правила поведения.
    2. Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой.
    3. Способность человека решать, что хорошо, а что плохо.

    Мораль - принятые в обществе правила поведения, которые не записаны в официальных законах, но всеми соблюдаются.