Культурология как наука сложилась. Основоположник культурологии Л.А

Одним из основоположников культурологии, основателем исследования культур в рамкам целостной, науки является Л.А. Уайт. Благодаря работам этого ученого, термин "культурология" стал научным.

Разработкой науки о культуре Л. Уайт занимался всю жизнь. Она, по его мнению, включает выявление структуры такого феномена, как культура; анализ взаимосвязи понятий "культура", "природа" и "общество; критерий развития культур; теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия, системы родства, эволюция форм брака и многое другое. "Культурология,- писал Л. Уайт,- совсем молодая отрасль науки. После нескольких веков развития астрономии, физики и химии, нескольких десятилетий развития физиологии и психологии наука, наконец, обратила свое внимание на то, что в наибольшей степени определяет "человеческое" поведение человека - на его культуру... Объяснение культуры может быть только культурологическим". Основные идеи и общую концепцию изучения культуры антрополог изложил в своих фундаментальных трудах: "Наука о культуре"/1949/, "Эволюция культуры"/1959/ и "Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций".

В общетеоретическом плане культурология определяется Уайтом как"от-расль антропологии, которая рассматривает культуру /институты, технологии, идеологии/ как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам". По мнению Уайта, не общество является специфической особенностью человеческого вида, а именно культура, так. как это разнопорядковые явления. Долгие годы занимаясь теоретическими исследованиями и практическими изысканиями в области антропологии, он взамен психологического объяснения культуры, основанного на индивидуально-личностных качествах человека, предлагал культурологическое.

Основные положения культурологического подхода состоят в том, что люди ведут себя так, а не иначе, потому что воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение народа, согласно Л. Уайту, "определяется не физическим типом или генетическим родом, не идеями, желаниями, надеждами и страхами, не процессами социального взаимодействия, а внешней экстрасоматической традицией. Воспитанные в тибетской лингвистической традиции, люди будут говорить на тибетском, а не на английском языке. Отношение к моногамии, полигамии или полиандрии, отвращение к молоку, табуирование отношений с тещей или. использование таблицы умножения - все это определяется реакцией людей на культурные традиции. Поведение народа является функцией его культуры". А культура в жизни человека выступает, по его мнению, в качестве самостоятельного процесса: "сама себя определяет", образуя новые комбинации и соединения. Так, определенная форма языка, письменности, социальной организации и т.д. развивается из предшествующего состояния, прогрессивно взаимодействующих элементов.

"Поток культуры течет, изменяется, растет, развивается в соответствии с присущими ему законами - вот доминирующая константа в концепции американского эволюциониста. Человеку культурному места здесь не нашлось. Действительно, нужен ли биологический индивид "человек-животное" для объяснения развития математики, денежного обращения, идеологии? Он - всего лишь пассивный зритель, реагирующий на "поток культуры". Человека как существенный фактор эволюции Уайт рассматривал только в процессе возникновения культуры. Когда же она возникла, все ее метаморфозы от человека-животного /в индивидуальной или коллективном состоянии/ уже не зависят. Люди необходимы лишь для передачи ее другим поколениям.

Л.Уайт считал, что культурологию необходимо снабдить материальным, познаваемым предметом исследования. Если явления культуры изучать все взаимосвязи друг с другом, вне связи с организмом человека, то они станут предметом для культурологии.

Исходным элементом культуры Уайт считал способность- человека к символизации, что и определяет признак человечества. "Символ,- пишет он,- можно определить как вещь или явление, действие или предмет, значение которого навязано человеком: святая вода, фетиш, ритуал, слово". В символе соединяются физическая форма и значение. Причем второе невозможно установить с помощью органов чувств или химического анализа, оно зависит от культурной, традиции. В качестве примера брал святую воду, которая по составу не отличается от обычной; ввел понятие символического поведения, "в результате которого создаются и воспринимаются неразличимыми органами чувств значения", подвластные рациональному осмыслению и передаваемые с помощью языка. Говоря иначе, ученый считал слова важнейшими рациональными символическими формами в культуре, отводя определенную роль знаковой природе культуры. Он различал два вида знаков: связанных с физической формой и не зависимых от нее. Неподвластность мира символов чувственному восприятию подчеркивала рациональный, интеллектуальный характер культурных явлений / обычаи, понятия, культурные коды/ по сравнению с явлениями в мире животных.

Под влиянием В. Оствальда и других сторонников энергетизма Л.Уайт считал, что основным содержанием динамики культурных изменений является степень энергооснащенности человечества, а "история цивилизаций является историей возрастания человеческого контроля над энергией". В соответствии с этим Уайт предлагал рассматривать культуры как формы организации и системы по преобразованию энергии. Он использовал в культурологии понятие "энтропия" как степень организованности процессов. Во Вселенной господствуют законы термодинамики, согласно которым энергия стремится к равномерному рассеиванию в пространстве, а структура Вселенной - к упрощению /увеличение энтропии/, в итоге - к некоему равновесному состоянию /тепловая смерть Вселенной/. Однако в живых организмах и сообществах людей процесс идет в противоположном направлении в плане усложнения структуры и накопления энергии.

В поисках формы и содержания культурологии Л.Уайт приходит к выводу, что культурная система состоит из трех уровней: "технологический слой в основании, философский наверху и социологический между ними". Вся культура основана на технологическом уровне и зависит от него, так как он представляет собой совокупность материальных, механических, физических средств и техники их использования. Поэтому он первичен, ибо без него человек как животный вид не смог бы взаимодействовать с природой. Технологический слой воздействует на содержание социологического /социального/ уровня, включающего межперсональные отношения. Философский /идеологический/ слой охватывает культурные ценности, искусство, выражает технологические силы и отражает социальные системы.

Заслуга Уайта состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости определения предмета культурологии как науки, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.

Актуальность изучения предмета

Культурология - это наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры (Н.В. Шишова).

Это наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Она исследует культуру как сложное, многогранное явление (А.А. Веремьев).

Культурология - это относительно новая научная дисциплина, изучающая, во-первых, культуру в целом, а во-вторых, отдельные явления культуры в частности, материальную и духовную культуру, быт, искусство, религию, семью и т.д.

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в XX веке, хотя еще в XIX веке английский религиовед и антрополог Э.Б. Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре». Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, был предложен немецким химиком и философом В. Оствальдом в 1909 году. Однако широко использоваться данный термин стал благодаря американскому антропологу Л. А. Уайту. Именно он (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры, путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры. «Крестный отец» культурологии Л.А. Уайт в 1940-е годы попытался не только обосновать необходимость формировавшейся отрасли знания, но и заложил ее некоторые общетеоретические основы.

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали Э. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер, О. Шпенглер и др.

При изучении культурологии у современных ученых возникает мысль о том, что в научном мире нет единого мнения о том, что такое «культурология». Культурология как молодая развивающаяся наука и самобытная отрасль гуманитарного знания не может быть преподана догматически. Теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой ход и предмет.

На Западе такой науки не существует, но она изучается блоком антропологических дисциплин. Культурология как наука была выделена российскими учеными. Она является поздним этапом развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации, она - плод многовековой западной (иногда говорят «средиземноморской») гуманитарной традиции.

Формирование культурологии имело ряд важных предпосылок в истории науки и культуры. Отметим важнейшие из них. В ходе Великих географических открытий в XV-XVIII вв. европейцы близко познакомились с культурами неевропейских народов, был собран огромный этнографический материал, изучены высокоразвитые культуры Китая, Индии, Арабского Востока. Это привело в XIX веке к появлению научного востоковедения и этнографии. Еще в XVIII веке немецкий ученый И. Винкельман, исследователь античного искусства, заложил основы научного искусствоведения. Немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель в конце XVIII - начале XIX вв. обосновали идею исторического развития человеческого общества и культуры. Создание сравнительного языкознания (лингвистики), историко-критического метода, социологии (О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер), попытка спроецировать на жизнь человеческого общества идеи эволюционной теории Ч. Дарвина невероятно обогатили гуманитарное знание. Появилась проблема обобщения имеющейся информации о различных сферах культуры на основе неких теорий культуры. Далеко не случайно большой интерес к теоретическому осмыслению культуры с середины XIX века начинают проявлять философы, возникают различные школы философии культуры.

Разумеется, на становление и развитие культурологического знания повлияли не только научные достижения, но и социальные процессы, в наибольшей степени оказавшие воздействие на историю человеческой цивилизации в XIX-XX вв. и на рубеже тысячелетий. Среди них можно назвать изменение баланса между естественной (природной) и искусственной (созданной человеком) средой. Ряд революционных перемен в науке и технике радикально изменили представления о возможностях человека (использование атомной энергии, освоение космоса, генная инженерия, пересадка человеческих органов или замена их искусственными и т. п.), заставили пересмотреть традиционные взгляды на проблему «природа -- культура», в том числе, в связи с возможностью экологической катастрофы, частичного или полного разрушения человеком природной среды. Не меньшее значение имеет и создание всемирных экономических, торгово-финансовых, политических, информационных, образовательных и других структур (так называемая «глобализация»), что привело к «прозрачности» некогда незыблемых границ между цивилизациями и культурами, породило страх перед утратой культурной и религиозной самобытности. Схожие проблемы создает и одно из важнейших последствий глобализации -- переселение десятков (возможно, сотен) миллионов людей из Африки, Азии, Латинской Америки в западные страны. Очевидно, что характерное для современного мира переплетение религиозных, национальных, военных, экономических противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления.

Особенно актуально подобное осмысление применительно к ситуации в нашей стране. Россия на собственном (нередко трагическом) опыте пережила основные историко-культурные тенденции современности. У нас, как и в ряде других стран, где господствовали диктаторские, коммунистические или фашистские режимы, был осуществлен ряд экспериментов с культурой. Например, «культурная революция» в советские годы, призванная уничтожить старую и создать новую систему культурных ценностей, или «шоковое» вхождение в орбиту западной цивилизации в последнее десятилетие XX века. Следствием этих экспериментов стал разрыв с культурой прошлого (и советского, и российского дореволюционного), трудности с культурным самоопределением (идентификацией). Принадлежит ли Россия к «Западу», «Востоку», «Евразии» или является совершенно особой культурой, куда может вести путь дальнейшего общественно-экономического и культурного развития нашей страны? Ответы на эти и множество подобных вопросов нельзя найти без помощи культурологии. Не случайным является издание в России 90-х годов столь большого количества культурологической литературы научного и учебного характера, изучение культурологии в школах и вузах, появление кафедр и факультетов культурологии, своего рода «культурологический бум».

К особенностям культурологического исследования культуры, выделяющим его из других видов гуманитарных исследований, можно отнести его комплексный, системный, целостный характер, сочетающийся со стремлением к различению и детальному описанию разных типов культурных явлений. Для культурологии свойственно стремление объединить, синтезировать материал отдельных наук о культуре, но сделать это не путем механического соединения их достижений, а на базе хорошо обоснованных теорий культуры. Возможность теоретического обобщения множества фактов и междисциплинарный характер исследований дает культурологии преимущество многостороннего, «объемного» изображения культур различных народов и эпох.

Тем не менее, в настоящий момент культурологию еще нельзя назвать окончательно сформировавшейся научной дисциплиной. Она находится на стадии становления, ее история пока слишком коротка, чтобы можно было с уверенностью судить о перспективах этой науки. Мы имеем дело, скорее, с многообещающим проектом, удачное воплощение которого зависит от многих обстоятельств. Однако большое количество интересных идей, выдвинутых талантливыми учеными-культурологами, актуальность рассматриваемых культурологией проблем для отдельных людей и общества в целом позволяет предполагать, что эта наука может стать одним из основных путей развития гуманитарных знаний в XXI веке.

Актуальность изучения культурологии для современного человека на сегодняшний день многие ученые связывают с несколькими позициями:

  • 1) современная цивилизация стремится к преобразованию окружающей среды, и культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения;
  • 2) культура есть средство человеческой самореализации;
  • 3) судьба мира зависит от философского постижения культуры в целом и культуры отдельного народа в частности;
  • 4) человек стал задумываться над смыслом своей деятельности;
  • 5) культурный процесс влияет на общественную динамику;
  • 6) познание культуры приводит к формированию стремления выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы и отыскать возможность ее активизации;
  • 7) ранее было принято судить о любой культуре с точки зрения ее соответствия европейскому образцу, эта черта получила название европоцентризм, но поскольку каждая культура самоценна, то это значит, что ей не обязательно подражать во всем Европе. Это привело к краху культурного европоцентризма и явилось одной из причин возникновения науки о культуре - культурологии (В.М. Розин) и мн.др.

когда появилась культурология как наука?

  1. --gt;Культурология
    Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами: философией, культурной антропологией, социологией, литературоведением, этикой, эстетикой и др. Методы культурологии.

    Культурология как относительно самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно недавно, само понятие культурология появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций.
    По специфике своего предмета и методам исследования, культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т. д.) в сущности являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки.

    Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур. Вместе с тем культурология помогает истории найти закономерности исторического развития, понять сущность исторических явлений.

    Изучая современные культуры, цивилизации, культурология как дисциплина отчасти совпадает с такой дисциплиной как страноведение. Как и все науки, культурология имеет определенную связь с философией, Философия разрабатывает гносеологические предпосылки культурологии, как и других наук. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику методов познания в этой области, существует такая область философского знания, как философия культуры.

    В культурологии широко применяются методы исторического познания. Цель исторического познания - воссоздать в представлениях историческую реальность, то есть составить адекватные представления о том, что происходило на самом деле в тот или иной период в той или иной стране.

    Задача познания чужих культур требует использование методов науки об истолковании, т. е. герменевтики. Чтобы адекватно понять представителей разных культур, необходимо попытаться взглянуть на мир их глазами, попробовать избежать возможной в таком случае модернизации, приписывая им ценности своей культуры, хотя каждая культура в некотором смысле индивидуальна, неповторима, поэтому полное понимание представителей иных культур затруднительно.

    Понимание культур различных наций не самоцель, а средство для нахождения истинной, общечеловеческой системы ценностей, для решения современных актуальных проблем, стоящих перед человечеством. В этом смысле культурология связана с этикой, идеологией, помогает выработке гуманной культурной политики

  2. Только не говори, что у тебя контрольная))))))))))))))))
    У меня в тесте вчера был такй же вопрос.
    Ответ: начало XIX века.
  3. В 1995 ГОДУ в России появилась новая наука - культурология. Со всеми вытекающими последствиями - ее включили в номенклатуру научных работников, в вузах появился одноименный предмет, Высшая аттестационная комиссия (ВАК) стала присваивать ученые степени доктора и кандидата культурологических наук. Но в качестве науки новая дисциплина просуществовала недолго - в декабре 1999-го, после работы очередной Временной научно-технической комиссии по пересмотру номенклатуры ВАКа, были сокращены 2 из 4 научных культурологических специальностей, да и степени по этому направлению присваивать перестали. То есть в принципе наука есть, но, занимаясь ею, получить ученую степень нельзя. Обновление номенклатуры ВАКа проходит раз в 5 лет, ведает этим Министерство по науке и технологиям. Решение комиссии обсуждается на совете, где присутствуют эксперты ВАКа, Минобразования и совета Академии наук. Решая судьбу культурологии, все участники обсуждения по отдельности высказывались за ее сохранение в номенклатуре, но вместе решили - исключить. Вообще результаты пересмотра номенклатуры этого года революционны. Было выведено 167 научных специальностей из 587 существовавших.
  4. Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико (1668-1744), И. Г. Гердера (1744-18О3) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Р. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии ХХ века связаны также с именами З. Фрейда, К. Г. Юнга, Н. А. Бердяева, Э. Фромма, М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. -П. Сартра, Х. Ортега-и-Гассета, П. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бубера и др.

    Необходимо отметить, что на Востоке наука о культуре появилась значительно раньше, чем на Западе. Уже в 1Х веке в Центральной Азии появилось понятие культуры. В частности, ученый Фаробий в своем исследовании О возникновении наук (Ихсо- ал- улум) подробно излагает науку о культуре и о задачах культуры. По мнению Фаробий Ильм ал мадания (маданият в переводе с арабского означает культура) изучает следующие явления: различную, сознательную деятельность людей и образ жизни; обычаи, поведение; цели людей, формы проявления жизнедеятельности людей.

    В 1Х-Х вв. наука о культуре преподавалась в медресах Центральной Азии (медресе-высшее учебное заведение средневековья). Существование медресе уже известно в Бухаре начиная с 937 г. В 1917 году в связи с революцией медресе были закрыты и науку о культуре забыли. (См. Р. Мадиримов. Маданиятшунослик назарияси. (Укув- услубий кулланма) . Самарканд, 1994г. С. 4.)

    И только в связи с обретением независимости вновь обратились к науке о культуре-культурологии. Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей, так как культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока. (Каримов И. Узбекистан на пороге ХХ1 века. С. 131).

  5. Культурология как наука

    РЕФЕРАТКУЛЬТУРОЛОГИЯТема: "Культурология как наука"ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ 1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние
    (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово
    " культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и
    первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. Уровня развития
    производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие
    " культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки
    личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре,
    отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени
    и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к
    полной христианизации человечества. Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в
    идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением
    новых технических средств, развитием науки и просвещения. Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало
    предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений.
    Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII -
    начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического
    видения мира. В своем поиске иррационального, духовного романтики
    стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере,
    быте, способах существования и деятельности народа. Именно в недрах национальной философии зародилась культурология. Как
    социальная теория культурология рассматривает общество как результат
    реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии,
    философии, искусстве и т. д. Предметом культурологии, естественно,
    является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный
    организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены
    спецификой превалирующих ценностных ориентаций. История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея, а
    как проблема. Под вопрос ставятся и само понимание истории как
    последовательного единообразного процесса развития общества, и возможность
    осуществления такого процесса в будущем. Отсюда возникает и проблема
    взаимодействия культур, которую обостряет диффузионизм (жесткая концепция
    культурологии отрицает возможность взаимопроникновения культур). Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных
    явлений.Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное
    знание организовано как описание непрерывного исторического процесса В
    этой ситуации необходимо определить сущность культуры. Поскольку
    исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи
    ограничиваются созданием типологии культур. Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и
    выявление основного (общего) закона развития человечества, то передкультурологией стоит множество более конкретных проблем: изучение движущих
    сил и особенностей развития каждой отдельной культуры. Наиболее важная особенность культурологии заключается в том, что она
    допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного
    социального организма. Основная задача (цель) культурологии - установить
    причины смерти культуры или основу ее существования, секрет
    долгожительства. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с
    человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей
    жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности
    становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение
    культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.
    Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культу

Культурология, как самостоятельная наука

Культурология, ее предмет и метод

В науке обозначился все увеличивающийся интерес к культурологии. Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных дисциплинах «вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни » . Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области «возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему».

Как правило, попытки построить обобщающую концепцию культуры связаны с анализом культуры или рассмотрением других явлений, в которые она входит: «культура и духовное (материальное) производство», «культура и природа», «культура и сознание», «культура и язык» и т. д. Такой подход безусловно расширяет область знаний о культуре, но не дает решения проблемы ПРЯМОЕ сопоставление определений и признаков культуры само предполагает некоторый содержательный критерий отбора, своего рода концепцию Поэтому попытки прямого определения культуры приводят лишь к еще одному (наряду с другими) представлению культуры. Методологически целесообразен обратный ход-от предмета и метода к объекту. Итак, начать, вероятно, нужно с обсуждения предмета и метода культурологии.

Предмет культурологии.

В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины: антропология, социология, психология, история, педагогика.

Рассмотрим для примера антропологию и социологию, оказывающие на культурологию наибольшее влияние.

Антропология в одном из своих главных направлений занимается сравнительным изучением общества и человека. Понятие «культура» в антропологии выражает по меньшей мере три момента: культурное становление (просвещение) общества и человека (первичное значение слова «культура»-возделывание, культивирование)"; совокупность (целостность) общественных и человеческих обычаев, традиций, привычек, учреждений и т. п.; естественная целостность (система), противостоящая другим культурным целостностям. Теоретики культуры подчеркивают эмпирический характер антропологических представлений (они «описательны» и «перечислительны»). Вместе с тем они отмечают, что «социальная антропология» тяготеет к социологии и заимствует из нее основные схемы и методы. Остальная часть антропологии, иногда называемая «культурной антропологией», тяготеет к психологии и истории. Ориентация на столь разные дисциплины, естественно, ведет к столкновению установок и ценностей в самой антропологии, а также к различным трактовкам культуры. Действительно, несмотря на почти вековое развитие, социология по-прежнему ориентируется на идеал положительной, естественной науки, противопоставляя научное мышление философскому (социологическую науку - социальному философствованию). Эта установка явно или неявно смыкается с ориентацией на практическое, квазиинженерное использование социологических знаний. Идеал же антропологии, особенно культурной, иной, он ближе к гуманитарной науке.

Внимательный анализ развития антропологии показывает, что, хотя она и пользуется иногда естественно» научной установкой, все же основная антропологическая ценность-понимание культуры (чужой или своей). Действительно, знания, получаемые в антропологии, не могут быть использованы в социально-инженерных целях, они для этого не приспособлены, поскольку не указывают (не моделируют) культурные процессы и механизмы, их обусловливающие. В то же время такие знания помогают понять чужую или свою культуру, их отличие от культурной традиции, в которую включен антрополог, облегчают выработку отношения к культурным феноменам. Следовательно, они помогают определить свое собственное культурно значимое поведение, осознать собственные культурные ценности.

Таким образом, естественнонаучной установке социологии и социальной антропологии можно противопоставить понимающую установку, ориентированную на межкультурное, общение (или внутрикультурное общение при наличии в культуре разных субкультур) и одновременно ориентирующую антропологов на сравнительный анализ культур.

Межкультурное общение и понимание-главная прагматическая ценность и антропологии, и культурологии. Эта ценность, в частности, влечет за собо"й релятивистскую установку антропологии. Антропологи считают, что их подход является релятивистским потому, что, вместо того чтобы начать с наследуемой иерархии ценностей, он предполагает, что каждое общество посредством своей культуры ищет и в какой-то степени находит ценности; антропологии же следует заняться определением диапазона разнообразия, постоянства и взаимосвязей всех этих многочисленных ценностей.

Однако нельзя отрицать, что в культурологию входят знания социальной антропологии, а также теоретические построения - психологические, лингвистические, дидактические, исторические. В этом смысле культурология не является дисциплиной с едиными установками и предметом. Налицо две группы установок и ценностей: одна ориентирована на мёжкультурное понимание и общение, на целостное, эмпирическое описание культуры, на сравнительный анализ культуры, а другая - на социально-инженерное воздействие истину, теоретическое описание культуры.

Может показаться, что не существует культурологии как самостоятельной дисциплины. Действительно, как мы уже отмечали, в изучение культуры вносят вклад. разные науки, а в самих этих науках реализуются разные ценностные отношения (т. е. разные идеалы познания). К тому же в культурологии много разных школ и, даже индивидуальных версий культуры. Иногда говорят, что в культурологии столько теорий, сколько крупных j культурологов. Например, есть «семиотические» версии культуры (здесь достаточно назвать имя Ю. Лотмана), литературоведческие» (С. С. Аверинцев), «диалогические» (В. С. Библер), «исторические» (Л. Н. Баткин, А. Я. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К. Клакхон), «антропологические» (М. Мид)и т. д. И внутри каждой научно-дисциплинарной версии понимание культуры порой существенно отличается. Означает ли это, что нет культурологии? Думаю, что не означает, можно говорить о культурологии как единой дисциплине. И вот почему.

Во-первых, культурологи хорошо понимают друг друга и имеют общее поле культурологических проблем. Это свидетельствует о наличии в культурологии сложившейся коммуникации разных концепций культуры и точек зрения на ее изучение. Наличие подобной коммуникации - признак полноценной гуманитарной научной дисциплины. В гуманитарной науке исследователи реализуют различные ценности в отношении изучаемого объекта, в результате складываются разнообразные научные теории, школы, концепции относительно одного и того же изучаемого материала.

Во-вторых, у культурологии есть признанные авторитеты, общий корпус культурологических текстов, т.е. общие история и традиции.

В-третьих, в подходе культурологов чувствуется что-то общее, если сравнивать этот подход с другими - социологическим, историческим, семиотическим, искусствоведческим и т. д. Правда, здесь много неясного. Рассмотрим, например, взаимоотношения культурологии и литературоведения.

С каждым годом литературоведы (и вообще искусствознание) все активнее обращаются к истории и теории культуры, в том числе к социологии, психологии, семиотике, .заимствуя из этих гуманитарных дисциплин различные представления и методы. Речь идет не просто об исторических сведениях или знаниях прошлой культуры, а о специальных представлениях и методах истории и культурологии. Но говорить чаще предпочитают просто о знаниях истории, культуры, антропологии, социологии, о культурно-исторической школе в литературоведении.

Литературовед не может обойтись без культурологии (аналогично - истории, социологии, психологии, языкознания). Он должен сам в той или иной мере стать (и становится) культурологом, историком, психологом, лингвистом. Но литературовед и, скажем, историк соввершенно по-разному подходят к той же самой культуре (аналогичноистории, психике, языку); культура литературоведа интересует в ином отношении, чем историка, следовательно, и видит он в ней не то, что историк. Как литературовед, например, Аверинцев обнаружил, что ранневизантийская литература непонятна современному читателю, чужда его сознанию и представлениям. И он задался целью ввести читателя в эту литературу, погрузить сознание человека второй половины XX в. в литературную реальность ранневизантийской культуры, отстоящей от нашего времени почти на два тысячелетия. Аверинцев выявляет в ранневизантийской культуре такие характеристики, аспекты и стороны, которые вводят современное сознание в давно ушедшую в историю литературную реальность.

Историка же или культуролога ранневизантийская эпоха интересует безотносительно к литературной реальности (хотя где-то и она может учитываться); для них" одинаково ценны и живопись, и скульптура, и архитектура, и наука, и философия, и литература. Но главное, культуролог и историк пытаются понять, чем одна культура (историческое время) отличается от другой, почему одна культура сменила другую, какие структуры преимущественно определили строй и облик культуры, была ли культура устойчивой и в какой мере, как культура формировалась и совершенствовалась и т. п.

Все эти вопросы и проблемы хотя и интересны для литературоведов, но скорее являются подсобными; увидеть и описать культуру литературовед должен сам и по-своему. В то же время, анализируя культуру, литературовед вынужден обращаться к культурологическому методу. При этом он характеризует и социальные структуры, и психологию людей, и особенности языка и символики. Получается, что литературовед в рамках культурологического подхода описывает аспекты действительности, замеченные другими гуманитарными науками. Например, Д. Лихачев и С. Аверинцев периодически прибегают к социологическим штудиям (анализ «древних» аудиторий и способов коммуникаций), психологии (анализ восприятия и понимания читателя или слушателя), к языкознанию и семиотике (анализ литературных языков, лексики, значений). В таком случае, может быть, действительно речь идет лишь о синтезе наук, а культурологического метода, как такового, не существует? Думаю, это был бы поспешный вывод.

Введение

Глава 1. Культурология как наука

1.1 Современное понимание культурологии как науки

Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе. Данная работы раскрывает все эти вопросы и направлена на развитие научного знания личности.

Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.

1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:

2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»

3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи

4. Дать современное понимание культурологии

5. Описать основные этапы становления культурологического знания

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.

Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.